На главную.
Книги Ракитиных.

Иван Дмитриевич Путилин.


стр.2



      31 октября 1861 года за успешное исполнение возложенных на него особых поручений Иван Дмитриевич Путилин Всемилостивейше награжден знаком ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени.
      29 сентября 1862 года приказом по министерству внутренних дел за № 41 он был причислен к этому министерству с откомандированием в распоряжение Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора. Приказом по министерству внутренних дел № 9 от 20 февраля 1863 года Путилин произведен за выслугу лет в титулярные советники со старшинством с 31 октября 1862 года.
      Надо отметить, что авторитет Путилина был настолько высок, что ему поручают расследование наиболее сложных правонарушений в сфере экономики. В январе 1863 года он был командирован в распоряжение Высочайше утвержденной под председательством статс-секретаря князя Голицына следственной комиссии, где находился по июнь того же года. Указанная следственная комиссия была учреждена по делу о злоупотреблениях в изготовлении и торговле золотыми и серебряными вещами.
      26 июня 1866 года он был командирован в распоряжение Санкт-Петербургского обер-полицмейстера.
      31 декабря 1866 года приказом Санкт-Петербургского обер-полицмейстера Ф. Ф. Трепова за № 266 Иван Дмитриевич Путилин был временно назначен начальником Сыскной полиции. Именно с этого момента начало свою жизнь первое оперативно-розыскное подразделение русской полиции - Сыскная полиция, правда, пока без утвержденного штата. Впоследствии оно положило начало всем остальным оперативно-розыскным подразделениям Министерства внутренних дел России. Хочется отметить, что фактически Сыскная полиция начала свою работу с октября 1866 года. Об этом упоминается в черновике письма Санкт-Петербургского обер-полицмейстера Ф. Ф. Трепова градоначальнику графу Шувалову, написанного в феврале 1867 года : «Вашему Сиятельству из донесения моего известно, что 25-го минувшего января совершено на Петербургской стороне жестокое убийство мещанина Суслова и разграбление квартиры акушера Штольца, у которого он находился в услужении. К раскрытию злодеяния не было решительно никаких данных, ни на кого не только не падало, но и не заявлено подозрения. Тем не менее, я поручил вновь образованной Сыскной Полиции во что бы то ни стало разыскать виновных. В течение трех дней Полиция успела уже напасть на след преступления и единственным к тому данным послужило ею же обнаруженное обстоятельство, что незадолго до убийства одна жилица слышала разговор Суслова с кем-то о кушетке, принадлежащей Штольцу. По такой догадке Сыскная Полиция стала разузновать в среде мебельщиков и обойщиков и подозрение ее пало на одного обойщика, крестьянина Ивана Балабанова, приходившего с товарищем за неделю до того в квартиру Штольца. По самому тщательному розыску, человека этого ни в С.-Петербурге, ни в Кронштадте, ни в окрестностях столицы не оказалось; явилось подозрение, что он бежал на родину.


      По донесении об этом, я тотчас командировал в ярославскую губернию одного из лучших чинов Сыскной Полиции, Коллежского Регистратора Блока, и он, не смотря на неизвестную ему местность, в четыре дня успел розыскать не только преступника, но и награбленные вещи, которые злодей распродал уже в Твери и в двух уездах ярославской губернии, наконец довел Балабанова до чистосердечного сознания и доставил его 6-го сего Февраля в С.-Петербург, где сей последний подтвердил свое сознание перед Судебным Следователем.
      Успех этого дела принадлежит начальнику Сыскной Полиции Титулярному Советнику Путилину и Действовавшему под руководством его чиновнику для поручений при Сыскной Полиции Коллежскому Регистратору Блоку. При настоящем случае обязанным себя считаю засвидетельствовать пред Вашим Сиятельством о полном успехе деятельности Сыскной Полиции, начавшей официальное свое существование лишь с 1-го января сего года, но занимавшейся уже производством розысков в составе одного начальника и двух чиновников с Октября прошлого года.
      Благодаря редким дарованиям, неутомимому трудолюбию и опытности Начальника Сыскной Полиции Титулярного Советника Путилина, вверенная ему часть преобразованного Полицейского Управления доказала в столь короткое время своего существования всю пользу и необходимость такого учреждения в столице. Деятельностью его ни одно из совершенных в последнее время важных преступлений - значительных краж, мошенничеств, грабежей и убийств - не осталось не обнаруженным. Особенно замечательны следующие розыски : кражи в Зимнем Дворце 10 т(ысяч) рублей, обманного похищения из магазина золотых дел мастера Арендта вещей, грабежа с опоением дурманом за Московской заставой и всех трех случаев совершенных в последнее время убийств. За таковую примерную деятельность и в видах поощрения на будущее время, долгом считаю покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство повергнуть на всемилостивейшее Государя Императора воззрение ходатайство мое о награждении Титулярного Советника Путилина вне правил Орденом Св. Анны 2-й степени.
      Равным образом считаю обязанностью просить о награждении Орденом Св. Анны 3-й степени чиновника для поручений при Сыскной Полиции Блока, который при розыскании и поимке убийцы мещанина Суслова выказал отличную сметливость, распорядительность и усердие. Генерал-Лейтенант ( Ф. Ф. Трепов)».
      От Августейшей особы знаки отличия последовали незамедлительно, о чем и сообщил приказ Санкт-Петербургского обер-полицмейстера по Санкт-Петербургской полиции № 44 от 17 февраля 1867 года :
     «Высочайшая награда: Государь Император, рассмотрев представление мое об особенно успешных действиях С.-Петербургской Сыскной Полиции по делу об убийстве 25 минувшего января мещанина Суслова и разграблении квартиры Акушера Штольца, Всемилостивейше соизволил на пожалование, в награду за такое отличие по службе, Начальнику Сыскной Полиции Титулярного Советника Ивана Путилина Орденом Св. Анны 2 ст. и чиновника для поручений той же полиции Коллежского Регистратора Александра Блока Орденом Св. Анны 3 ст. О таковой Монаршей милости, сообщенной мне Генерал-Адъютантом Графом Шуваловым, объявляю по Полиции.
      Подписал :
      С. -Петербургский Обер-Полициймейстер, Генерал-лейтенант Трепов».
      28 февраля 1867 года в семье Путил иных рождается еще один сын, названный Иваном. По предписанию Санкт-Петербургского обер-полицмейстера № 1252, Иван Дмитриевич командируется с 28 марта по 17 ноября 1867 года в Московскую и ярославскую губернии «для открытия и преследования подделании фальшивых кредитных билетов».
      В связи с утверждением штатного расписания Сыскной полиции И. Д. Путилин приказом по министерству внутренних дел за № 25 от 1 августа 1867 года отчислен от министерства и назначен начальником Сыскной полиции с 21 июля 1867 года. Указом Правительствующего Сената № 7201 от 21 декабря 1867 года за выслугу лет произведен в коллежские асессоры со старшинством с 21 июля 1867 года. 19 января 1868 года за открытие подделок кредитных билетов награжден орденом Св. Анны 2-й степени с императорскою короною и 2090 рублями. Личность Ивана Дмитриевича вызывала в обществе настолько огромный интерес, что и прокурор Санкт-Петербурга А. Ф. Кони не остался в стороне, оставив нам его словесный портрет : «По природе своей Путилин был чрезвычайно даровит и как бы создан для своей должности. Необыкновенно тонкое внимание и чрезвычайная наблюдательность, в которой было какое-то особое чутье, заставлявшее вглядываться в то, мимо чего все проходили безучастно, соединялись в нем со спокойной сдержанностью, большим юмором и своеобразным лукавым добродушием. Умное лицо, обрамленное длинными густыми бакенбардами, проницательные карие глаза, мягкие манеры и малороссийский выговор были характерными наружными признаками Путилина. Он умел отлично рассказать и еще лучше вызвать на разговор, и писал недурно и складно, хотя место и степень его образования были, по выражению И. Ф. Горбунова, Дпокрыты мраком неизвестности". К этому присоединялись крайняя находчивость в затруднительных случаях...».
      Один неизвестный автор из герценовского «Колокола» сказал про Путилина так : «Доморощенный Видок, обладающий уму непостижимым чутьем гончей собаки». Сравнение Ивана Дмитриевича с французом Видоком некорректно и абсурдно, поскольку последний был обычным преступником, имевшим богатый криминальный опыт, который он приобрел, совершая преступления в странах Западной Европы. И только выбор, быть выданным соучастниками властям или пойти на сделку с основателем французской полиции (Сюрте) Анри, избежав тем самым угрозы ареста, вынудил его встать на путь борьбы с преступностью.
      С критикой такого слепого преклонения перед западными «авторитетами» в начале прошлого века на страницах своей книги «Гений русского сыска И. Д. Путилин. Рассказы о его похождениях» выступил драматург Роман Лукич Антропов : «Мы, русское общество, набрасываемся с какой-то лихорадочной страстью на похождения всевозможных иноземных сыщиков, нередко существовавших и существующих лишь в фантазии господ романистов. А вот свое, родное, забываем, игнорируем. А между тем это родное будет куда позанимательнее иностранных чудес».
      1 января 1870 года за отлично-усердную службу Иван Дмитриевич Всемилостивейше награжден чином надворного советника со старшинством с 31 октября 1868 года. Высочайшим приказом по министерству внутренних дел 28 августа 1870 года ему объявлено Монаршее Его Величества благоволение за особые труды в течение лета 1870 года по специальному охранению здания бывшей в Санкт-Петербурге мануфактурной выставки в отношении предупреждения пресечения преступлений и соблюдения там порядка и благочиния. 30 августа 1870 года Путилин Всемилостивейше пожалован орденом Св. Владимира 3-й степени. Работа Ивана Дмитриевича - постоянные разъезды, командировки - не могли не сказаться на его семейных делах. И в 1871 году определением Санкт-Петербургской Духовной Консистории, утвержденным Святейшим Правительствующим Синодом, брак его был расторгнут по причине нарушения Путилиным супружеской верности с воспрещением ему навсегда вступать в новое супружество.
      Высочайшим приказом по министерству внутренних дел 21 января 1872 года Ивану Дмитриевичу объявлено Монаршее благоволение за отлично-усердную службу.
      Хочется отметить, что авторитет Путилина был настолько высок, что его включают в ряд межведомственных комиссий по пресечению различных злоупотреблений. Например, 1 февраля 1872 года, независимо от занимаемой должности, он назначен членом от министерства внутренних дел в Комиссию под председательством генерал-адъютанта Лесовского для изыскания мер к уменьшению пьянства между нижними чинами войск, расположенных в Кронштадте. Иван Дмитриевич состоял членом Комиссии, учрежденной под председательством директора Департамента Исполнительной Полиции о составлении правил для полицейского надзора и разрешении вопросов об административной высылке в 1872 году, а также членом Паспортной Комиссии в 1873 году.
      В воздаяние услуг, оказанных при «розыскании убийц» австрийского военного агента князя Аренсберга, Императором Австрийским ему пожалован орден Франца-Иосифа 3-й степени, а 12 сентября 1870 года Государь Император Всемилостивейше соизволил разрешить принять и носить этот знак отличия.
      Указом Правительствующего Сената от 9 декабря 1871 года № 5426 Путилин за выслугу лет произведен в коллежские советники со старшинством с 31 октября 1871 года.
      14 апреля 1872 года Ивану Дмитриевичу был Всемилостивейше пожалован перстень с вензелевым изображением Имени Его Величества.
      30 августа 1872 года Путилин награжден чином статского советника.
      31 января 1873 года он Всемилостивейше награжден подарком в 1000 рублей с вензелевым изображением Имени Его Величества. 4 мая 1873 года Государь Император Всемилостивейше соизволил разрешить Ивану Дмитриевичу принять и носить пожалованный Германским Императором орден Короны 2-й степени. 30 ноября 1873 года Государь Император Всемилостивейше соизволил пожаловать, «за успешную деятельность по раскрытию многих преступлений клонившихся к ущербу казенного интереса», единовременно 2200 рублей из Государственного Казначейства.
      26 февраля 1874 года Государь Император Всемилостивейше соизволил разрешить принять и носить пожалованный Императором Австрийским командорский крест ордена Франца-Иосифа 3-й степени.
      6 декабря 1874 года Путилин за отличие по службе Всемилостивейше пожалован чином действительного статского советника.
      Годы, проведенные Путилиным на сыскной работе, отрицательно сказались на здоровье. Он стал часто болеть и брать отпуска для поправки здоровья. Понимая, что полноценно руководить Сыскной полицией уже не может, он решает уйти в отставку.
      1 февраля 1875 года Иван Дмитриевич, согласно его прошения уволен от службы.
      Государь Император 31 января 1875 года Высочайше соизволил повелеть назначить Путилину пенсию в 1800 рублей в год из Государственного Казначейства со дня увольнения от службы с 1 февраля 1875 года.
      Но немногим более трех лет длился его отдых. 1 июня 1878 года с разрешения министра внутренних дел Иван Дмитриевич был причислен к министерству внутренних дел с откомандированием в распоряжение Санкт-Петербургского градоначальника, а 3 июня 1878 года на него было возложено заведование Сыскным отделением. 4 декабря 1878 года Высочайшим приказом по министерству внутренних дел, объявлено Высочайшее благоволение от 1 декабря.
      5 марта 1879 года Высочайше назначено арендное производство по 1500 рублей в годе 1 апреля 1879 года в продолжение 12 лет.
      21 марта 1880 года Путилину Всемилостивейше пожалован перстень по чину с вензелевым изображением Августейшего Имени Его Величества. Трудная и беспокойная служба не способствовала сохранению здоровья Ивана Дмитриевича, и он просит освободить его от выполнения своих служебных обязанностей. 31 июля 1881 года Путилин был отчислен, согласно его прошения, по болезни, от заведования Сыскной полицией.
      21 марта 1883 года с разрешения министра внутренних дел он был командирован в распоряжение Санкт-Петербургского градоначальника.
      1 апреля 1883 года на него снова были возложены обязанности начальника Сыскной полиции. 8 апреля 1884 года Путилин Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 1 -и степени. 10 января 1886 года по всеподданнейшему докладу министра финансов Иван Дмитриевич Всемилостивейше был пожалован, за труды по раскрытию виновных в похищении из Государственного Банка вклада отставного генерал-майора Болонина, перстнем с вензелевым изображением Высочайшего Имени и денежною наградою.
      1 января 1889 года Путилин был Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 1-и степени. Однако окончательно подорванное на службе здоровье не оставляет ему шансов продолжать ее. Он подает прошение об отставке, начинается процедура оформления необходимых документов. Его руководитель, Санкт-Петербургский градоначальник П. А. Грессер, в письме министру Государственных Имуществ в марте 1889 года перечисляет заслуги Ивана Дмитриевича на поприще добросовестного служения обществу и как бы подводит итоги всей его многотрудной деятельности :
      «Состоя в течении упомянутого долгого периода под начальством ОберПолициймейстеров и Градоначальников, г. Путилин одинаково не щадил своих сил для оправдания важного назначения Сыскной Полиции, вследствие чего неоднократно подвергал свою жизнь несомненной опасности, а здоровье - постоянному испытанию. Такого рода результаты, как возвращение более чем на миллион ограбленного и украденного как казенным учреждениям, так и частным лицам, открытие сотни убийств, обнаружение 10-ти фабрик ( Московской губ.) подделывателей фальшивых кредитных билетов, предупреждение многих злодеяний и удаление из общества тысячи вредных личностей, занимавшихся преступными промыслами, не могли быть достигнуты, при постоянном личном руководстве г. Путилиным важнейшими розысками и открытиями, без явной опасности для жизни и без крайнего напряжения физических и нравственных сил».
      4 мая 1889 года действительный тайный советник Иван Дмитриевич Путилин вышел в отставку. Находясь на отдыхе, великий сыщик посвятил себя литературе, он оставил потомкам замечательный труд «Записки начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции», который множество раз переиздавался.
      Умер Иван Дмитриевич 18 ноября 1893 года. Надо сказать, что до настоящего времени место, где он окончил свои дни и был похоронен, точно не установлено.
      По одним сведениям, он похоронен на кладбище Пчевской церкви в Новоладожском уезде Петербургской губернии, по другим, в Тихвинском уезде Новгородской губернии. Хочется надеяться, что история жизни и деятельности первого начальника Санкт-Петербургской Сыскной полиции, действительного тайного советника Ивана Дмитриевича Путилина, благодаря трудам современных исследователей, станет ближе и понятней нам, гражданам современной России.
     

в начало

     
.