На главную.
АРХИВ. Небесспорные истины.

Рассел Хоуп Роббинс : "Жанна д'Арк".

Страницы :    (1)     (2)     


    Текст приводится по : "Энциклопедия колдовства и демонологии Рассела Хоупа Роббинса, члена Королевского литературного общества", Москва, Из-во "Астрель", Из-во МИФ, 2001 г.

стр. 1


     Подобно тому, как король Яков Шотландский в 1590 г. поверил в ведьмовство Агнесс Семпсон, пересказавшей ему слова, которые он говорил своей жене в первую брачную ночь, король Франции Карл VII в 1429г. поверил Ж., когда она воспроизвела его личную ежедневную молитву. Но суеверный король не был надежным союзником, и, когда Жанна д'Арк была схвачена, Карл ничего не сделал для того, чтобы освободить или выкупить ее. Напротив, он перенес свою веру в мистического спасителя на юного пастушка, которого быстро поймали англичане и утопили в Сене. Суд над Ж., организованный англичанами и их бургундскими союзниками, носил явно политический характер и был запланирован, чтобы дискредитировать тот успех, который она принесла французскому королю: если Жанна д'Арк была ведьмой, то он получил свою корону благодаря колдовству. Священники, проводившие суд над Жанна д'Арк, были вследствие этого более, чем обычно, щепетильны в сведении процесса к вопросам религии, т.е. ереси,
     Сегодня литература о Ж. насчитывает более 4000 названий. В публичной библиотеке Нью-Йорка имеется почти 700 из них, но лишь в одной журнальной статье упоминается колдовство. Часто предполагалось, что Ж. была осуждена за колдовство. Это неточно. Она была чародейкой, согласно общественной молве, и изначально обвинялась в колдовстве, но официально была осуждена за ересь и сожжена как закоренелая еретичка.
    Это отражает неразвитость концепции колдовства в 1431 г., когда было проще получить обвинение в ереси, чем в чародействе. Уже через столетие вполне мог произойти обратный результат. Жанна д'Арк ( Жанетта или Иоанна д'Арк ) была захвачена в плен во время неудачного штурма Компьена 23 мая 1430г. Вандомским Бастардом, находившимся на службе у Жана де Линьи ( из Люксембургского дома ). Спустя три дня после взятия ее в плен доминиканец Мартин Биллорини, генеральный викарий инквизиции в Париже, объявил об инквизиторском судопроизводстве в отношении Жанна д'Арк, «как серьезно подозреваемой в зловредной и ошибочной ереси». 14 июля Пьер Кошон, епископ Бове, француз-предатель, воевавший на стороне англичан, провозгласил епископскую юрисдикцию по отношению к Жанне д'Арк как подозреваемой в чародействе и вызывании дьяволов ( Примечание murder's site : Кошон никогда не воевал на стороне англичан, это был вполне мирный и, кстати, очень авторитетный в то время священник. Примечательно, что провозглашая "епископскую юрисдикцию" над Жанной д'Арк, он автоматически делал пленницу недосягаемой для инквизиционного трибунала ). За нее он обещал Линьи 10000 наличными, а Вандому — ежегодную ренту в 300 фунтов стерлингов, взятых из налогов в Нормандии. Компьенцы колебались, ожидая ответных действий со стороны французского короля в виде выкупа. Проанглийски настроенный Парижский университет успокоил их совесть, указав, что они должны действовать «во имя Господа, святой церкви и процветания христианского королевства». К середине ноября Жанна д'Арк была передана епископу Котону. Иквизигор, вовсе не желавший принимать участия в сделке, должен был согласиться допрашивать ее вместе с епископом.
     Жанна д'Арк была заключена в Руанский замок, поскольку английские оккупационные власти заявили, что епископская тюрьма недостаточно надежна. На время перевозки ее поместили в специально изготовленную железную клетку, где она едва могла встать во весь рост, с цепями на шее, руках и ногах. 9 января 1431 г. было проведено неофициальное слушание дела Ж. перед небольшим, специально подобранным судом. Для специального судопроизводства епископом Кошоном из соседней епархии были назначены 9 членов церковного суда, известные своей образованностью и проанглийскими настроениями. Полные достоинства ответы Жанна д'Арк на 4 заседаниях произвели благоприятное впечатление, усиленное показаниями женщин, назначенных герцогиней Бедфордской, установивших, что Жанна д'Арк была девственницей ( и, следовательно, не ведьмой ), и благоприятными показаниями, представленными королевскими нотариусами от ее соседей из Домреми, места ее рождения. «В ней нет ничего такого, чего они не хотели бы видеть в своей собственной сестре». Но епископ Кошон отвел эти свидетельства и выдвинул несколько «пунктов обвинения». После этого неофициального слушания 21 февраля 1431г. в Руанском замке начались регулярные предварительные допросы ( proces d'office ) перед 42 священниками ( редко собиравшимися вместе в одно и то же время ). Епископ из Бове был назначен председательствующим, но передал полномочия своему канонику Жану д'Эстиве. Во время второй сессии, 22 февраля, к суду присоединился руанский инквизитор Жан ле Метр.
     После шестого заседания епископ Кошон решил проводить последующие слушания за закрытыми дверями перед несколькими надежными следователями, «чтобы не утомлять остальных». Начиная с 10 марта, Ж. допрашивали в ее тюремной камере. Допрос вращался вокруг ее заявления, что божественные голоса, услышанные ею в момент откровения, исходили от святого Михаила, святой Екатерины и святой Маргариты, и вокруг отказа принять мнение церкви по этим вопросам. Обвинение основывалось на том, что эти голоса исходили от Дьявола, и это толкование подкреплялось с помощью вопросов о феях, священном дереве, мандрагоре и ловле бабочек. Как обычно на подобных судах, судьи мыслили схоластическими терминами и, чтобы проверить религиозность Ж., пытались смутить ее искусными вопросами. Здесь приведено несколько случайно выбранных вопросов шестнадцатого заседания ( последнее состоялось 17 марта 1431г. ), позже представленных как доказательство ее еретических взглядов :
         «Вопрос : Видела ли ты ангелов воочию ?
         Ответ : Я видела их своими собственными телесными очами, так же хорошо, как я вижу вас. И когда они ушли, я плакала и хотела, чтобы они взяли меня с собой.
         В.: Какое имеется доказательство, что откровения исходили от Бога и что святая Катерина и святая Маргарита действительно вмешивались ?
         О.: Я повторяла вам достаточно часто, что это были святая Екатерина и святая Маргарита. Верьте мне, если вы хотите верить.
         В.: Говорила ли святая Маргарита по-английски ?
         О.: Почему она должна говорить по-английски, если она не была англичанкой ?
         В.: Как ты узнала, что святая Екатерина и святая Маргарита ненавидят англичан ?
         О.: Они любят то, что любит Господь, и ненавидят то, что ненавидит Господь.
         В.: Бог ненавидит англичан ?
         О.: Я ничего не знаю ни о любви ни о ненависти Господа к англичанам, ни о том, что Он будет делать с их душами. Но я знаю, что они будут изгнаны из Франции, за исключением тех, кто умрет здесь.
         В.: Были ли у святого Михаила волосы ?
         О.: Зачем вы об этом спрашиваете ? Вы хотите постричь его ?
         В.: Целовала ли ты святого Михаила и святую Екатерину ?
         О.: Да.
         В.: Они приятно пахли ?
         О.: Разумеется, они пахли приятно.
         В.: Обнимая их, чувствовала ли ты какую-нибудь теплоту или что-нибудь подобное ?
         О.: Я не смогла бы обнимать их, не чувствуя их или не дотрагиваясь до них.
         В.: Какую часть ты обнимала, верхнюю ИЛИ НИЖНЮЮ ?
         О.: Более прилично обнимать их выше, чем ниже.
         В.: Был ли святой Михаил обнажен ?
         О.: Неужели вы думаете что Господу не во что одеть его ?»
     Были поставлены специальные, очень трудные вопросы, но Ж. избежала ловушки с изворотливостью, достойной ее инквизиторов. На вопрос : "Кто является истинным Папой ?" ( подразумевались трое соперничавших Пап ), она ответила, что «верит в истинного Папу в Риме». Один священник выразил протест против того, что ее поставили перед дилеммой : «Испытываешь ли ты благодать Божью ?», предвидя затруднительное положение ; «нет» стало бы признанием вины ; «да» — доказательством ее дьявольской самонадеянности. Она ответила: «Если нет, то, может быть, Господь позволит ввести меня в состояние своей милости, а если я имею его расположение, пусть Господь сохранит меня в этом состоянии».
     После предварительного дознания 27 марта Жанна д'Арк была предана официальному «суду инквизиции» ( proces ordinaire or proces droit inquisitorial ) в Руанском замке, состоявшему из 37 духовных судей ( включая 2 английских священников, Уильяма Бралбестера и Джона де Хемптона ), и снова возглавлявшегося епископом Бове и инквизитором. ( Примечание murder's site : Данный пассаж весьма характерен как для Роббинса, так и для многих иных "изобличителей" инквизиции из протестантского лагеря. Из всего вышеизложенного следует, что тот объединённый трибунал, что судил Жанну д'Арк, никак не мог быть инквизиционным. Это был епископальный суд, в котором председательствовал епископ Кошон. Более того, инкивизтор Жан Ле Метр, присутствоваший на процессе с 22 февраля, отказался ставить свою подпись под приговором суда на том основании, что выслушал лично не все допросы подсудимой ( допросы Жанны д'Арк в суде начались 9 января ). Верховный ( генеральный ) инквизитор Франции вообще уклонился от участия в суде, хотя и получил официальное приглашение Кошона. ) Против нее было выдвинуто семьдесят пунктов обвинений : «Явно подозреваемая, о чьей дурной репутации идет молва и доносят добродетельные и достойные граждане... объявляется и признается чародейкой, ведьмой, предсказательницей будущего, ложной пророчицей, вызывательницей злых духов, заклинательницей, верящей в суеверия, применяющей и пользующейся искусством магии, сомневающейся в католической Вере, раскольницей... хулительницей Господа и святых, скандалисткой и бунтовщицей, нарушительницей спокойствия, подстрекательницей к войне... неприличной и бесстыдной, соблазнительницей князей и простых людей... еретичкой или, по крайней мере, явно подозреваемой в ереси».
     После пространных показаний о ее ранней жизни и колдовских обычаях в Домреми основные нападки сосредоточились вокруг ее откровений. Жанна д'Арк попала в ловушку, когда призналась в том, что не подчинилась своим «голосам», когда пыталась убежать из тюрьмы, спрыгнув с высокой башни в Боревурском замке, и когда она приказала штурмовать Париж. Ей подставили логическую дилемму ; или у нее не было откровений от Господа, или она не подчинялась откровениям Господа. Более того, она призналась, что чувствовала побуждение прыгнуть с башни ; значит, она отказалась от своей воли и подчинилась Дьяволу.

( на следующую страницу )


eXTReMe Tracker