На главную.
Архив.
     ЭКСПЕРТИЗА   ПРОФ. И. А. СИКОРСКОГО  ( психолого – психиатрическая  экспертиза  по  “делу  Бейлиса" ) . ПРЕДСТАВЛЕНА   СУДУ   18  ОКТЯБРЯ   1913  г.

    ( Экспертиза  приводится  по  стенографическому  отчету  судебного  заседания . Опущены  реплики  сторон , а  также  протест  защиты  по  поводу  чтения  профессором  цитат . Для  лучшего  восприятия  текста  в  некоторых  местах  исправлены  падежные  окончания , сообразно  современным  правилам  грамматики ).

    Я  выскажу  свое  мнение  по  всем  вопросам , но  не  совсем  в  том  порядке , в  каком  эти  вопросы  сегодня  намечены. <….>
    Убийство  Андрея  Ющинского  отличается  от  обыкновенных  убийств , но  оно  чрезвычайно  сходно  с  теми  особенными  убийствами , которые  совершались  редко , но  которые  наблюдались  время  от  времени  и  даже  до  самого  последнего  времени. Это  так  называемые  убийства  детей  посредством  выпускания  из  них  крови  при  жизни. Кроме  этого  главного  признака – обескровливания , этого  рода  убийства  отличаются  еще  второстепенными  признаками , однако  же  почти  столь  же  существенными , как и  главный  признак , потому  что  благодаря  им  выясняется  идея  убийства , устраняются  предположения  о  случайности  убийства. Эти  второстепенные  признаки  следующие : 1) отсутствие  со  стороны  жертвы  всякого  повода  к  нападению ; 2) возраст  убиваемых  детей ; 3) способ  совершения  убийства ; 4) число  убийц ; 5) оставление  на  месте  преступления  тела  убитого ; 6) время  года ; 7) единообразие  убийства. Эти  6 – й   и  7 – й  признаки  требуют  некоторого  пояснения. У  меня  имеются  сведения  из  саратовского  дела , что  были  убиты  два  мальчика , заманутые  какими – то  субъектами.<…>
   Известно , они  были  заманены  и  убиты. Между  этими  мальчиками – которые  были  заманены – и  теми , кто  их  заманил , никаких  отношений  раньше  не  было.
   По  второму  пункту , касательно  возраста  детей , выяснилось , что  большей  частью  это  бывают  дети  младшего  возраста , так  сказать  маленькие  дети , приблизительно  от  четырех  до  шести  лет  и  еще  чаще  дети  старшего  возраста – от  шести  до  тринадцати  лет. Маленькие  дети  берутся  силой , а  дети  старшего  возраста  сманиваются  ложными  обещаниями  и  попадают  в  засаду. Тот , кто  их  сманивает , отводит  их  в  засаду  и  сдает.
    По  3  пункту – касательно  способа  убийства – я  могу  сказать , что  этот  особенный  способ  наблюдается  в  последние  годы. Наблюдается  такого  рода  явление : делаются  значительные , более  или  менее  глубокие , уколы  на  теле  и , кроме  того , обязательно  почти  всегда  вскрываются  вены. Тот  и  другой  способы  могут  дать , хотя  и  медленно , довольно  значительное  кровотечение. Особенное  внимание  обращает  на  себя  то , что  число  уколов , которые  наносятся  детям , различное , но  в  этих  числах  есть  та   особенность , что  часто  счет  этих  ранений  представляет  собой  7  или  кратное  от  семи , т .е.  14 , 21 ,28  до  49  приблизительно. Конечно , не  всегда  это  можно  высчитать , это  довольно  трудно  определить  иной  раз , но  это  заметно.
   По  4  пункту – о  числе  убийц – я  должен  сказать , что  всегда  бывает  несколько  убийц , в  особенности  это  убийство , ибо  это  убийство  ( т. е.  Андрюши  Ющинского )  было  непростое , здесь  есть  и  другая  цель , и  поэтому  небольшое  число  убийц  было  бы  недостаточно  для  того , чтобы  эта  цель  была  достигнута. Известно , что  при  убийстве  этих  двух  мальчиков  в  Саратовском  деле  было  шесть  убийц , а  что  касается  убийства  Ющинского , то  я  думаю , что  здесь  было  ни  в  коем  случае  не  меньше  четырех ; это  мое  мнение , которое  я  постараюсь  объяснить. Здесь  было  не  меньше  четырех , но  всего  вероятнее , здесь  было  даже  и   пять , и  шесть  человек.
   По  5  пункту , относительно  того , остается  ли  тело  убитого  на  месте  преступления , что  убитые  мальчики  уносятся  с  места  совершения  преступления  в  недалекое  место  или  просто  покидаются , но  оно  < тело >  никогда  не  зарывется , а  остается  на  поверхности. Кроме  следов  обескровливания  на  телах  убитых  мальчиков  в  некоторых  случаях  не  бывает  никаких  других  повреждений , т. е.  кроме  тех , которые  были  нанесены  именно  для  добывания  крови. Иной  раз  случается  так  , что  не  изменяются  даже  те  особенные  признаки , которые  облегчают  опознание  личности  убитого . Эти  признаки  остались  и  на  трупе  Ющинского . Так  что  это  тоже  особенности  такого  рода  убийств.
    По  6  пункту  весьма  существенно  заметить , что убийства   не  распределяются  безразлично  в  течение  года , но  приходятся  на  известное  время , почти  исключительно  приходятся  на  сроки  весны -–на  март  и  апрель . Это  обычное  время , когда  такие  убийства  совершаются.
    Теперь  по  7 – у  пункту. Убийства  детей  и  добыча  крови  производятся  с  таким  заметным  единобразием  в  самых  различных  местах , что  наблюдатели  невольно  приходят  к  мысли  , что  убийства  совершаются  вероятно  по  какой  - нибудь  инструкции  или  какому – нибудь  предписанию , или  же  совершаются  людьми , имеющими  опыт , т. е. что  человек  этот  уже  участвовал  в  них   или  же   видел , как  это  делается.
    Что  касается  убийства  Ющинского , то  нужно  считать , что  это  убийство  имеет  много  таких  признаков  и  поэтому  представляется  изъятием  из  < обычных >  уголовных  преступлений. Убийство  Ющинского  производит  потрясающее  впечатление  своей  реальностью . Тот , кто  видел  его , может  убедиться , что  это  не  выдумка , не  миф , не  воображение  средних  веков , а  что  это  самая  действительная  реальность , уголовная  реальность  20  века.
   Теперь  по  вопросу  о  том , кто  совершил  это  убийство ? Этот  вопрос  очень  занимал  меня. Это  преступление , по  всей  вероятности , совершено  было  человеком  здоровым . После  того , как  был  найден  труп  Ющинского , мысль  о  том , что  убийство   могло  быть  совершено  человеком  ненормальным , умалишенным  из  Кирилловской  больницы , оказалась  лишенной  всякого  основания. Если  разобраться  по  существу , то  состояние  духа  фанатика  существенно  отличается  от  настроения  полового  психопата . Половые  психопаты  желают  получить  чувственное  удовольствие , удовлетворение , так  что  они  по  большей  частью  ищут  возможности  уединиться  с  жертвой . Последователи  же  идеи , фанатики , ищущие  крови  с  тем , чтобы  ее  добыть , собрать – для  этого  собираются . Это  разница  большая . Кроме  того , половые  психопаты  редко  убивают  и  тогда  это  уже  бывает  несчастной  случайностью , тогда  как  изуверы  убивают  всегда , обескровливая  труп  и  нанося  жертве  тяжелые  смертельные  поранения. Половые  психопаты  действуют  каждый  для  себя , для  своего  личного  интереса , который  требует  скорее  уединения , чем  общества , тогда  как  те , которые  убивают  детей , всегда  действуют  в  компании. Случается , что  и  половые  психопаты  бывают  в  одном  месте , ходят  стаями , подобно  псам , но  все – таки  у  них  разные  интересы  и  каждый  из  них , хотя  идет  с  другими , но  занят  своим  делом.
    Есть  еще  одна  разница  между  убийцами  детей  и  половыми  психопатами : психопат – человек  бесхарактерный , лишенный  воли , капризный . Убийца – фанатик – человек  убежденный , твердый. Об  этом  можно  судить  по  смелости , твердости  тех  поранений , которые  были  нанесены. Между  теми  и  другими  разница  существенная  и  убийства  половых  психопатов  отличаются  существенно  от  убийств , произведенных  детскими  убийцами – нельзя  их  смешать.
    Таким  образом , если  свести  все  к  одному , то  можно  сказать , что  убийство  детей  всегда  было  производимо  не  психопатами – дегенератами  или  неврастениками , а  людьми , которые  действовали  сознательно  и  в  здравом  уме.
    Убийство  Ющинского  есть  ли  такое  убийство ? На  этот  вопрос  отвечать  довольно  трудно . Большей  частью  убийцы  таких  преступлений  не  находятся. Так  основательно  организована  конспирация , так  хорошо  все  обдумано  и  скрыто . Большей  частью  находятся  трупы , а  убийц  нет. Обращаем  внимание  на  то  обстоятельство , что  всегда  вслед  за  убийством  появляется  какая – то  неведомая  рука , которая  старается  направить  следователя  на  ложный  путь – это  характерная  черта  всех  подобных  убийств , которая  указывает  на  строгую  обдуманность  их  и  на  очень  основательное , хорошо  организованное  сообщничество  убийц .
    При  расследовании  таких  убийств  было  обращено  внимание  на  некоторое  обстоятельство. Так , эти  убийства  совершаются  только  там , где  между  христиан  живут   евреи . Там  же , где  этого  нет , такие  убийства  не  совершаются . Во – вторых , еврейские  дети  никогда  не  были  жертвой  подобного  рода  убийств. В – третьих , случалось , что  христианские  дети  предварительно  были  обрезаны  по  еврейскому  обряду. Вот  эти  три  факта  навели  на  подозрение , что  эти  убийства  совершаются  фанатиками , выходящими  из  среды  евреев.
    Это  было , например , в  Саратове , где  убийство  двух  детей  было  со  всей  строгостью  судебного  следствия  доказано  и  на  этих  фактах  основано  общее  убеждение , что  убийство  детей  совершается  только  руками  евреев. Общее  убеждение  в  этом  поддерживалось  еще  тем , что  в  первые  же  минуты  после  убийства , евреи   принимались  за  какие – то  защитные  действия , за  которые  никто , кроме  них , не  принимается.
    Г р и г о р о в и ч – Б а р с к и й  ( адвокат  Бейлиса ) : Ведь  это  уже  не  экспертиза !
    С и к о р с к и й : Не  перебивайте  меня , только  суд  может  меня  остановить…Прежде  всего  после  убийства  происходит  как  бы  наведение  на  ложный  след , резкая  агитация  путем  подкупа  против  появления  таких  дел  в  суде. Всеми  мерами  препятствуют  свободному  действию  правосудия  и  на  это  справедливо  жалуются  все  народы – нигде  нет  таких  препятствий  для  правосудия , как  при  убийстве  детей ! 
     Различие  убеждений  между  еврейским  и  христианским  частями  населения  таково : христиане  утверждают , что  факт  убийства  детей  существует , евреи  большей  частью  отрицают  самый  факт , утверждая , что  этому  верят  лишь  люди , расположенные  вообще  к  предрассудкам. Христиане  желали  бы , чтобы  эти  преступления  были  разобраны  на  суде , чтобы  они  дошли  до  суда , чтобы  была  раскрыта  истина , какой  бы  она   не  оказалась , так  как  только  путем  раскрытия  этой  истины  можно  достичь  нравственного  успокоения , выйти  из  состояния  сомнения , так  или  иначе. Евреи  со  своей  стороны  всегда  препятствовали  этому  тем , что  они  принимали  всякого  рода  меры  к  тому , чтобы  следствие  и  суд  не  состоялись , а  между  тем  только  суд  может  вывести  общество  из  тупика  разногласий.
    П р е д с е д а т е л ь с т в у ю щ и й   Б о л д ы р е в : Желательно , чтобы  Вы  касались  более  психиатрическо – психологической  экспертизы . Говорили  более  по  существу.
    С и к о р с к и й : Все  эти  сомнения  мучительны  для  всех , вопрос  интересует  всех , в  особенности  психиатров. Я  позволю  себе  привести  цитаты  из  книги  еврея  Исаака  Кремье , изданной  во  Франции , где  говорится : “Если  среди  евреев  есть  люди , жаждущие  человеческой  крови , то  поднимемся  все – свободомыслящие  евреи , христиане , магометане  и  исключим  этих  варваров , которые  возводят  убийство  на  степень  божественности”.
    Для  христиан  и  евреев  одинаково  желательно , чтобы  эти  убийства  прекратились , чтобы  они , во  всяком  случае , подвергались  судебному  разбирательству . Еврейство  принадлежит  к  той  нации , которая  имеет  способность  к  осведомительному  и  сыскному  ремеслу. Такая  раса  более , чем  другая , способна  разыскать , найти  убийц , раскрыть  убийства. Но  то  противодействие  этому , которое  мы  видим  со  стороны  евреев , невольно  наводит  на  сомнение.
     Приведенные  выше  слова  из  книги  Кремье  весьма  знаменательны. Исаак  Кремье  отрицает  причастность  евреев  к  убийству  детей , но  в  то  же  время  его  слова  представляются  тревожным  зовом  о  помощи. Очевидно , что  Исаак  Кремье  не  верит  в  возможность  совершения  убийств  евреями , но  он  полагает , что  только  соединенные  усилия  народов  могут  положить  предел  этим  ужасным  злодеяниям.
     Можно  с  уверенностью  сказать , что  эти  убийства  не  прекратятся , пока  не  прекратятся  противосудебные  агитации  со  стороны  расы , которая  питает  в  своей  среде  изуверов  и  в  то  же  самое  время  со  своей  стороны  не  может  принять  меры  к  освобождению  нас  от  них . ќто  все  замалчивается , утаивается , скрывается .

( продолжение )
.