©А.И.Ракитин, 2015 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2015 гг.


Сериал "код 100" (1-й сезон).


     Действительно приятное открытие этой осени - шведский детективный сериал "код 100". Шведы порадовали качественным триллером, чем-то напоминающим "Настоящий детектив", но при этом самобытным и лишённым явных заимствований. Фабула кажется поначалу тривиальной - американский коп командирован в Швецию для поиска серийного убийцы, который выехал из Нью-Йорка в Стокгольм, но на этом аллюзии на прочие сюжетные ходы и заканчиваются.
     В главных ролях Доминик Монаган (тот, который снялся в "Лосте" и "Властелине колец") и малоизвестный в России шведский актёр Микаэл Нюквист. Актёры обаятельны и созданные ими образы симпатичны, хотя и несхожи.


    

  
"Как твоё самочувствие? Как здоровье?"-"Ты кто - доктор? Почему ты спрашиваешь меня об этом каждый день?"-"Это просто фигура речи."-"Не надо меня спрашивать о здоровье!" Монаган, играющий американского детектива, и Нюквист, отыгрывающий его шведского коллегу, "сделали" своим актёрским искусством сериал. Характеры их героев несхожие, но интересные и не лишённые харизмы.


     Важный элемент хорошего сериала - наличие привлекательной актрисы. Причём, роль её может быть сколь угодно непотребна и отвратительна, но само по себе женское обаяние совершенно необходимо для поддержания интереса к сюжету.
     Как известно, скандинавский тип женской красоты довольно специфичен. Как правило, это крупные женщины, широкостные, серо- или голубоглазые, с грубоватыми чертами лица - в общем, в понимании жителя России, ничего привлекающего взгляд в них нет. Славянский тип женской красоты намного интереснее - это, кстати, и сами скандинавы признают. Но в сериале "код 100" режиссёр явно сделал поправку на вкусы мужской части аудитории и женская половина актёрского коллектива подобрана на удивление удачно.

     
С женщинами в сериале связаны второстепенные сюжетные линии (у каждой - своя). Дамы симпатичны и импозантны, причём типажи у них весьма разные, что только добавляет интереса.


     В общем, с расстановкой актёров первого и второго планов режиссёр не ошибся: все на своих местах, все подобраны удачно, играют как должнО. Очень приятно, что нет в сериале женских воплей, визгов, разбиваемой посуды, заламываний рук и прочей идиотской "драматургии" в стиле "Дом-2". Самые важные и эмоционально напряжённые сцены передаются очень сдержанно и строго, что только добавляет градус переживания. Весьма показательна в этом отношении сцена, в которой дочь главного героя (Нюквиста) объясняет ему, почему она его ненавидит. И после этого спрашивает, может ли тот сказать что она неправа? Отец в ответ молчит, но это такое молчание, которое стоит тысячи слов. Отличная драматургия, при этом должный эффект достигается минимумом средств художественной выразительности.
     Нельзя не сказать несколько слов о достоверности как сюжетных поворотов, так и отдельных сцен. Видно, что и сценаристы, и постановщик, и каскадёры хорошенько продумывали нюансы. Поэтому человек при попадании пули не отлетает на метр назад, как в иных боевиках, а падает вперёд. Понимая, что маленький и худенький герой Доминика Монагана в реальной рукопашной схватке не справился бы с гораздо более крупным и сильным противником (вооружённым к тому же ножом!), режиссёр "помогает" главному герою победить хитростью (тот разбивает перила моста и противники оказываются в воде, где их шансы до известной степени уравниваются).

  
Человек такого сложения, как Доминик Монаган, не имел бы шансов одолеть противника, вооруженного ножом, в схватке на открытом месте. Поэтому режиссёр не стал снимать сцену в стиле "моё кунфу сильнее" - что выглядело бы совсем уж недостоверно - а "позволил" герою победить противника хитростью. Это нормальный сюжетный ход, который не режет глаз явной завиральностью и в целом выглядит достаточно убедительно.


     Сюжетные повороты вообще неожиданны и это, кстати, очень хорошо подогревает интерес. Периодически происходят какие-то эксцессы, которые непонятно как относятся к основному расследованию (и относятся ли вообще), но весьма разнообразят общую канву. То снайпер откроет огонь по полицейскому управлению, то подозреваемый выпадет из окна...

     Есть, разумеется, некоторые моменты, которые мало соотносятся с реальностью, но на них даже не хочется делать акцент, потому что они не портят общего восприятия сериала. Речь, всё-таки, идёт о художественном произведении, а значит и воспринимать сериал надо именно как художественное творение, а не документальное, научно-популярное или образовательное.

  
Сюжетные ходы многих фильмов и сериалов можно предсказать с высокой вероятностью. Но сериал "код 100" не из числа таковых. Сценарист поработал на славу и новые вводные тут возникают в каждой серии.


     В целом же сериал очень "смотрибельный" и не вызывающий отторжения (в отличие от многих других современных поделок). Но требует внимания при просмотре и определенного настроя. Урывками, на ходу, отвлекаясь смотреть не получится, вернее только впечатление будет испорчено. Но если есть возможность посвятить ему несколько вечеров, то не сомневайтесь - сериал "код 100" заслуживает внимания.

оглавление "ленты"

на первую страницу

eXTReMe Tracker