©А.И.Ракитин, 2016 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2016 гг.


Так куда же направлялась "Мария целеста"?


     Кто не знает историю "Марии целесты"?! О таинственной судьбе её пропавшего экипажа наслышаны даже люди далёкие от моря и морской тематики, а о чудовищной силе неслышимого инфразвука, способного губить экипажи одиноких кораблей, осведомлены даже те, кто отродясь не изучал акустики, физики и гидрологии. Хотя положа руку на сердцЕ следует признать, что мистическая история "Марии целесты" иллюстрирует лишь одну простеньку аксиому - в мистических историях меньше мистики, чем истории...
     Корабль, первоначально носивший имя "Амазон", был построен в Новой Шотландии в 1862 г. При длине 31 м., ширине 7,6 м. и осадке 3,5 м. его водоизмещение составило 282 т. - бригантина эта имела прекрасные мореходные качества, которые неоднократно демонстрировала в годы последовавшей эксплуатации. Правда, уже первый выход в море оказался для корабля весьма мрачным, если не сказать зловещим - без вести исчез капитан корабля (так и не найденный впоследствии), по-видимому, выпавший за борт. В этом неприятном инциденте некоторые моряки и литераторы в последующие годы увидели предзнаменование страшной грядущей судьбинушки, но сия неприятность никак не отменяла тот факт, что корабль получился скоростным, прочным и манёвренным.
     В 1869 г. "Амазон" в шторм сел на мель, после чего был отправлен в ремонт. Его днище обшили медью, сняли обнаженную женскую фигуру с форштевня и продали североамериканской судоходной фирме "Джеймс Винчестер и компания". Новые владельцы назвали корабль "Мария целеста"("Дева Мария") . Под командованием Альберта Ричардсона бригантина успешно бороздила воды центральной и северной Атлантики. Так продолжалось вплоть до декабря 1872 г.

"Мария целеста". Снимок сделан в декабре 1872 г. на рейде Гибралтара.


     26 октября 1872 г., за 10 дней до выхода в очередное плавание, Альберт Ричардсон был снят с должности капитана, а вместо него назначен Бенджамин Бриггс, один из четырёх миноритарных акционеров компании, которой принадлежала "Мария целеста" (Джеймс Винчестер владел контрольным пакетом акций, но кроме него в капитал фирмы входили ещё 4 компаньона, один из них - как раз упомянутый Бриггс). В своё первое плавание на "целесте", которое должно было пройти по маршруту Нью-Йорк-Генуя, Бенджамин Бриггс взял жену Сару и 2-летнюю дочь Софию. Несмотря на снятие с должности, Ричардсон решил остаться на корабле, совмещая должности старшего помощника и штурмана, что ему и было разрешено. По странному стечению обстоятельств, разумеется, сугубо случайному, Ричардсон и Бриггс были женаты на родных сёстрах - Саре и Франциске - которые также в силу совершенно случайного стечения обстоятельств, являлись дочерьми основного акционера судоходной компании Джеймса Винчестера.

  
Слева: Бенджамин Бриггс, на момент описываемых событий ему исполнилось 37 лет, он являлся одним из совладельцев компании, которой принадлежала "Мария целеста". В центре: жена Бриггса - Сара Элизабет с их дочерью Софией Матильдой. Сара была на 6 лет младше мужа, она являлась старшей дочерью основного акционера судоходной компании Джеймса Винчестера. Справа: Альберт Ричардсон, опытный моряк, некоторое время гонявший английские клипера на знаменитых "чайных рейсах", а затем переманенный Джеймсом Ричардсоном в его компанию и командовавший "Марией целестой" почти два года. Ричардсон был снят с капитанской должности буквально за полторы недели до таинственного рейса, но остался на корабле старпомом и штурманом. Трудно отделаться от ощущения, что отгадка пресловутой "загадки" "Марии целесты" напрямую связана с правильным пониманием причины столь необычной кадровой рокировки.


     7 ноября 1872 г. "Мария целеста", имея на борту 1710 баррелей коньячного спирта, отправилась по маршруту. Почти через месяц, в полдень 4 декабря английский бриг "Деи грация" обнаружил корабль, идущим в направлении на запад, т.е. противоположным необходимому курсу, в точке с координатами 38°20' сев.широты и 17°37' зап.долготы. "Мария целеста" была неуправляема, из парусного вооружения были поставлены лишь три паруса.

 
Так художники представляли момент обнаружения "Марии целесты" членами экипажа "Деи грации" 4 декабря 1872 г.


     На борт "Марии целесты" поднялся старший штурман "Деи грации" Оливер Дево, осмотревший корабль и не нашедший на нём людей. Чтобы не бросать в океане бригантину и ценный груз на её борту, капитан "Деи грации" Морхауз принял решение пригнать "Марию целесту" в Гибралтар и передать британским властям. Брошенный экипажем корабль рассматривался морским правом как приз, за обнаружение и спасение которого полагалось денежное вознаграждение. Дево и два матроса из экипажа "Деи грации" остались на борту "Марии целесты" и вечером 7 декабря бросили якорь на рейде Гибралтара. То, что всего 3 человека сумели провести корабль почти тысячекилометровым маршрутом за 80 часов является наглядным доказательством отличных мореходных качеств "Марии целесты" и её вполне удовлетворительного технического состояния.


     Переходу, кстати, до известной степени мешало то, что в носовом и кормовом трюмах корабля находилась вода (почти 1 м.), попавшая туда, как казалось поначалу, через открытые люки (последующий осмотр показал, что имеются две небольших течи под листами медной обшивки). Имелись помехи и иного рода - отсутствовали хронометр, секстант, деррик-фал (канат, необходимый для подъёма большого косого паруса на грот-мачте), а корабельный компас оказался разбит. Тем не менее, Оливер Дево успешно справился с поставленной Морхаузом задачей и привёл корабль с ценным грузом в нужное место. За что, кстати, получил впоследствии обещанное капитаном Морхаузом вознаграждение - 425 фунтов стерлингов, весьма значительное по тем временам (это примерно 1,9 тыс.$ по тогдашнему обменному курсу).
     Кстати, и сам Дэвид Морхауз получил от Джеймса Винчестера достойноге вознаграждение за спасение корабля - 1,7 тыс. фунтов стерлингов (примерно 7,4 тыс.$). В этом месте нельзя не упомянуть о любопытной детали, опять-таки, совершенно случайном совпадении - Морхауз почти 20 лет был знаком с Бриггсом, они вместе учились, вместе получали капитанские патенты и по удивительному стечению обстоятельств за день до выхода "Марии целесты" в плавание вместе ужинали в Нью-Йорке.

 
Слева: Дэвид Морхауз знал Бенджамина Бриггса почти два десятилетия и за день до отправления "Марии целесты" в роковое плавание, ужинал вместе с ним и его женою. Кстати, случайное обнаружение пустого корабля посреди Атлантики здорово поправило бюджет капитана Морхауза. Справа: Оливер Дево, старший штурман "Деи грации", тот самый, что по приказу Морхауза при содействии двух моряков привёл "Марию целесту" в Гибралтар.


     Кстати, сугубо для полноты картины можно упомянуть и о том, что Дэвид Морхауз впоследствии ещё раз неплохо заработал на истории с "Марией целестой". Недовольный газетными измышлениями, он, выражаясь современным языком, вчинил одному из издателей иск "о защите чести и достоинства" и отсудил 5 тыс.$. В общем, целое состояние поднял...
     По прибытии в Гибралтар, одну из важнейших британский военно-морских баз и крупный транзитный порт в Средиземноморье, "Мария целеста" была передана властям, которые приступили к проведению официального расследования. Оно длилось до 12 марта 1873 г., т.е. практически 3 месяца. К его проведению были привлечены военные и гражданские моряки, морские инженеры, чины Адмиралтейства, юристы, из Скотланд-ярда даже прибыли два детектива. Кроме того, водолаз провёл обследование подводной части корпуса корабля.
     В ходе следствия один из английских кораблей специально посетил Азорские острова, с целью проверки предположения о высадке там членов экипажа "Марии целесты". Позже - в марте 1873 г. - к поискам пропавших людей подключились американские власти, распространившие в портах восточного побережья США и Карибского бассейна циркулярное письмо с изложением случившегося и призывом помочь в установлении судьбы членов экипажа.
     Расследование, проведенное специальной следственной комиссией британского Адмиралтейства, официально зафиксировало большое число странных и трудно объяснимых деталей, придавших случившемуся на борту "Марии целесты" крайнюю загадочность. Перечислим основные из таковых деталей:
        - Бортовой журнал регулярно вёлся до 24 ноября 1872 г. и не содержал никаких указаний на нештатные ситуации, погодные аномалии или конфликты среди экипажа. В полдень 24 ноября "Мария целеста" находилась в точке с координатами 36°57' сев.широты и 27°20' западной долготы, практически миновав Азорские острова. Утром следующего дня на грифельной доске, найденной в кают-компании, была сделана запись, согласно которой корабль находился в 6 милях от острова Санта-Мария, самого южного и восточного из островов Азорского архипелага (его координаты: 36°58' сев. широты и 25°06' зап. долготы). После этого корабль прошёл ещё почти 860 км. в восточном направлении до точки встречи 4 декабря с "Деи грацией". Т.е. на протяжении всего времени с 25 ноября по 4 декабря он сохранял движение на восток, но почему-то при встрече с кораблём Морхауза оказался идущим с востока на запад. Когда, а главное, почему направление движения изменилось на противоположное?
        - Запись на упомянутой грифельной доске сделана почерком, явно отличающимся от почерков капитана Бриггса и его помощника Ричардсона. Кто и с какой целью её сделал?
        - Оба корабельных трюма оказались открыты. Один из трюмных люков был перевёрнут, другой аккуратно уложен рядом с проёмом, словно бы это было проделано членами экипажа намеренно. Какова цель этих манипуляций с люками?
        - Все окна кормовой надстройки оказались забиты изнутри досками с брезентом. Это было проделано словно бы с целью защиты от воды, однако, два световых проёма в потолке кормовой надстройки оказались открыты, из-за чего каюты заливались дождём. Для чего понадобилось заколачивать одни окна и при этом открывать другие?
        - Паруса на грот-мачте были спущены, а отсутствие деррик-фала делало невозможным использование самого большого и эффективного косого паруса. Из парусов на фок-мачте (носовой) надлежащим образом был установлен лишь один, остальные были либо убраны, либо взяты на рифы, что лишало парусное вооружение корабля эффективности. Какова цель столь неразумного обращения с парусами?
        - Согласно сопроводительным документам, с корабля исчезли 9 бочонков коньячного спирта, а одна из бочек оказалась открыта и пуста примерно на 1/3. Оливер Дево признал, что он и его помощники пили ректификат из открытой бочки, но 3 человека за 3 суток не могли выпить 50 (или даже более) литров спиртного, имеющего крепость 84°. Дево в своих показаниях настаивал на том, что бочка была найдена уже открытой. Даже если поверить, что эту бочку открыли члены экипажа "Марии целесты", всё равно сложно поверить в то, что такое количество алкоголя 8 мужчин смогли выпить за 17 дней плавания (в самом первом приближении это не менее, а возможно куда более, 25 бутылок водки на брата, согласитесь, далеко не каждый здоровый мужчина сдюжит подобное безостановочное питьё). Что означает столь странное исчезновение спиртного?
        - Часть приборов, необходимых для ориентирования в море - лаг, секстант, хронометр - исчезли. Корабельный компас был извлечён из места установки в нактоузе и разбит, сам нактоуз - погнут путём приложения грубой силы. Корабельный журнал остался нетронут, хотя в случае покидание корабля экипажем, его должен был забрать капитан. Что могло побудить экипаж действовать подобным образом, пренебрегая как морскими традициями, так и важнейшими правилами спасения на море?
        - При осмотре "Марии целесты" водолазом по обоим бортам в их передней части выше медной обивки были обнаружены странные борозды длиною 2 м., шириной 3 см. и глубиною до 2,5 см. Борозды располагались симметрично примерно в полуметре от воды. Что это были за борозды и как они могли образоваться в таком месте?
        - Под кроватью в каюте капитана Бриггса был найден клинок с пятнами ржавчины, первоначально принятой членами следственной комиссии за следы крови. В некоторых источниках это оружие называют саблей, но строго говоря, это был кортик. На поручне правого борта оказались зарубки, а кроме того - тёмные пятна, которые также первоначально были приняты за кровавые. И хотя очевидных следов насилия на корабле найти не удалось, не свидетельствовали ли зарубки об имевшей место борьбе?

Клинок, найденный под кроватью капитана Бриггса надолго завладел воображением членов следственной комиссии, рассматривавших версию мятежа как одну из самых перспективных.


        - идущий поздней осенью на восток в северной Атлантике корабль должен подвергаться постоянному воздействию ветра в правый борт - такова специфика сезона, поскольку над океаном господствует ветер в направлении зюйд-вест. Это означает, что шлюпку с такого корабля надо спускать по левому борту (подветренному, т.е. в зоне ветровой тени). На "Марии целесте" отсутствовала шлюпка и были сняты поручни правого борта, что заставляло думать, что именно с правого борта её и спускали на воду. Но подобная операция привела бы в тому, что шлюпка неминуема была бы разбита о борт. Шлюпку могли спускать только с противоположного борта, но в таком случае неизбежно встаёт вопрос: для чего же тогда имитировался спуск по правому борту?
        - на полированной крышке стола, рядом с ручной швейной машинкой, которой пользовалась жена капитана, остались стоять мелкие предметы, которые при сколько-нибудь заметной качке непременно упали бы (маслёнка, нитки). Каким образом корабль мог плыть без экипажа с раннего утра 25 ноября до полудня 4 декабря, избегая районов сильного волнения?
     Наверное, на этом имеет смысл остановиться, поскольку продолжать можно ещё очень долго. Все, желающие восстановить в памяти эти загадочные детали, могут проделать это самостоятельно, благо ресурсов, посвященных тайне "Марии целесты" в интернете великое множество (правда, разной степени достоверности и детализации материала, а также адекватности авторов, но это пусть остаётся на совести их владельцев).
     Следствие, не выявив следов совершения на борту "Марии целесты" преступления и не обнаружив членов эпкипажа, постановило вернуть корабль владельцу, а личные вещи экипажа - передать их родным и близким. Собственно, эпопея "Марии целесты" на этом и закончилась.

Газета "Gibraltar chronicl" в марте 1873 г. разместила на своих страницах официальный отчёт следственной комиссии Адмиралтейства, изучавшей инцидент с "Марией целестой". Из его выводов следовало, что следов совершения преступления не выявлено, корабль может быть возвращен владельцу, а имущество экипажа - передано по принадлежности.

Но... нельзя не добавить парочку небезынтересных деталей: судовладелец Джеймс Винчестер, удачно застраховавший риски этого плавания, получил компенсацию за сорванную не по его вине поставку груза в размере 12 тыс.$ и уже в следующем году продал "Марию целесту". Винчестер клялся и божился, что всё произошедшее с кораблём обернулось ему колоссальными убытками, но тут очень кстати будет напомнить нестареющий анекдот: приходит 70-летний пациент к врачу и со вздохом заявляет: "Знаете, доктор, у меня сосед на 10 лет старше меня, а такой молодец! Он рассказывает, что до сих пор может с женщиной сексом заниматься дважды в день..."-"Какие проблемы?"- удивляется доктор.- "Вы тоже рассказывайте!"


     После этого "Мария целеста" всячески оправдывала репутацию "дьявольского" корабля. Во время одного из штормов у неё были сломаны обе мачты, а в начале января 1885 г. её выбросило на скалы неподалёку от Гаити. Корабль погиб, застрахованный груз спасти не удалось, но... вскоре выяснилось, что со стороны капитана Уилльяма Паркера имела место грязная игра. Он умышленно направил корабль на скалы, поскольку намеревался осуществить страховое мошенничество. Вину кораблевладельца доказать не удалось, а вот перед Паркером замаячила реальная возможность отправиться за решётку всерьёз и надолго. Накануне вынесения приговора последний капитан "Марии целесты" освободил этот мир от своего напрасного присутствия, пустив пулю в голову.

Книжек о "Марии целесте" понаписано великое множество, но для понимания произошедшего в океане незачем читать их все...


     История таинственного исчезновения экипажа "Марии целесты" уже более столетия будоражит воображение слабых умом любителей всего страшного и непонятного. Версий понапридумано великое множество, тут и взрыв паров коньячного спирта в трюме с последующим бегством экипажа, и мятеж команды, и нападение пиратов (забывших забрать с собою, правда, деньги и ценные вещи), и чудовищный инфразвук, вселяющий в экипаж ужас и понуждающий людей бросаться за борт, и инопланетяне, похищаюие землян... В общем, все типы параноиков, шизофреников и просто графоманов постарались отметиться в столь благодатной странными событиями истории. Книжек о "Марии целесте" за прошедшие десятилетия понаписано великое множество, но для понимания произошедшего в конце 1872 г. в Атлантическом океане незачем читать их все.

"Мария целеста" долгие годы будоражила воображение всех любителей морских загадок. Да и не только морских...


     Пытаясь понять, с чем же мы имеем дело в данном случае, трудно удержаться от того, чтобы не процитировать знаменитого американского писателя-детективщика Рэймонда Чандлера, обронившего в одном из своих романов (пусть и по другому поводу) золотые слова: "Самое подозрительное в этой истории заключается в том, что все почему-то друг друга знают". В самом деле, в последнее плавание "Марии целесты" отправились люди не только формально родственные друг другу - Бриггс и Ричардсон - но и состоявшие в родстве с главным акционером судоходной компании. Другой интересный момент заключается в том, что случившееся с "Марией целестой" обогатило всех, причастных к ней - Морхауза, Дево, самого Винчестера, умудрившегося получить как собственный корабль с грузом, так и страховую премию. Строго говоря, потерпевшими в этой истории являются только страховщики... ну и исчезнувшая команда корабля, разумеется, хотя и с некоторыми оговорками.
     В крупную афёру неблагоразумно вовлекать и использовать "втёмную" людей посторонних - они могут непроизвольно испортить всю затею. Гораздо разумнее опираться на людей проверенных временем и надёжных в силу родственных отношений - при таком подборе действующих лиц больше уверенностив том, что каждый отыграет свою "роль" как надо. Именно поэтому "целесту" отыскал не какой-то посторонний капитан, а Дэвид Морхауз, старый друг Бриггса. Бриггс "отработал" свою часть сценария - привёл корабль целым и невредимым в нужную точку - а Морхауз - свою. Он отогнал корабль в Гибралтар и постарался придать делу максимум таинственности. Хотя в этом вопросе он с Бриггсом работал на пару, тот со своей стороны тоже поработал над созданием флёра таинственности.
     В этой связи чрезвычайно любопытно поведение судовладельца, Джеймса Винчестера. На него обычно никто из "аналитиков" не обращает внимания, а между тем, оно весьма красноречиво и многое объясняет. Задумайтесь на секундочку - власти США и Великобритании ищут исчезнувших с "Марии целесты" людей по обе стороны Атлантики, а Винчестер на рысях мчится из Нью-Йорка в Гибралтар и 26 января 1873 г. заявляет следственной комиссии письменное ходатайство о... прекращении расследования и возвращении ему судна с грузом. Заметьте, он не объявляет о выплате премии любому, кто сообщит значимую для розыска пропавших информацию, он не обращается в газеты в попытке привлечь максимум внимания к случившемуся... нет! он просит корабль и груз! И это человек, потерявший дочь, внучку и двух зятьёв!
     Почему же Винчестер не предложил выплатить бонус тому, кто сообщит о появлении пропавших? Да потому, что он был уверен в их появлении и, во-первых, не хотел напрасно выбрасывать деньги на ветер, а во-вторых, не желал лишнего внимания к проводимым розыскам. В его интересах в тот момент было поступить так, чтобы все поскорее позабыли от этой истории. Ибо правильные ответы на все вопросы Винчестер знал с самого начала, ведь это именно он продумал аферу от начала до конца.
     Главная проблема следствия, проведенного британским Адмиралтейством, заключалась в том, что оно рассматривало произошедшее с "Марией целестой" как проблему техническую (или загадку техническую, если угодно). Но никто всерьёз не пытался проанализировать данный инцидент с точки зрения наличия злого умысла и реализации заблаговременно разработанного преступного плана. Между тем, при подобном подходе все "загадки" моментально получают вполне здравые объяснения. В оправдание британских следователей можно сказать, что по-видимому, их здорово сбивало с толку наличие на корабле жены и малолетней дочери капитана, хотя при объективном анализе присутствие этих лиц как раз подтверждало существование у Бриггса злого умысла.
     Ну, в самом деле, давайте с этих позиций оценим "загадочные" детали... Итак, заколоченные окна (досками и парусиной!) в кормовой надстройке, что это означает? Лишь то, что кто-то предпринял меры светомаскировки, дабы огни кормовых кают не были заметны с берега. "Мария целеста" некотрое время должна была находиться возле Азорских островов - именно там она дожидалась куда более тихоходную "Деи грации". Кстати, то, что плотницкий ящик с инструментом оказался найден в каюте старпома Ричардсона, указывает на то, что это именно он взялся заколачивать окна, не доверив, видимо, ответственную работу рядовому матросу...
     А странные царапины по обеим бортам на 0,5 метра выше уровня воды? Они отношения к случившемуся вообще не имеют - это всего лишь свидетельство ошибки рабочих при монтаже медных листов на днище корабля в 1869 г.
     А как же не упавшие мелкие предметы возле швейной машинки - маслёнка и пр.? Это явное свидетельство того, что корабль оставили незадолго до того, как на его борт поднялись Оливер Дево и его помощники. Вопрос о соучастии Дево в этом преступлении, кстати, не до конца ясен, можно предположить как его использование "вслепую", так и явное соучастие, купленное обещанием хорошего вознаграждения (которое Дево в конечном итоге заслуженно получил).
     А почему были сняты люки трюмов? Да вот как раз потому, что Бриггс и его команда вносили в свои действия элемент абсурда и непонятности. Именно этот элемент и стал в скором времени закваской "тайны океана". Из той же серии разбитый компас и погнутый ломом нактоуз...
     Продолжать можно долго, но это совсем неинтересно. На самом деле все эти "загадки" совершенно чепуховые и они созданы умышленно для отвлечения внимания разного рода следователей, обывателей, любителей совать нос в чужие дела и "паранормальщиков". Правда, в XIX столетии последних как бы не существовало, но имелись схожие по уровню мышления фрики, так что термин имеет право быть употребленным. Гораздо важнее понять, почему с "Марии целесты" не ушёл снятый с должности капитана Альберт Ричардсон. Ведь его формально очень унизили. Однако, Ричардсон предпочёл остаться на корабле, который, якобы, он очень полюбил... Кто-то в это верит? Если "да", то такого человека просто-напросто никогда не разжаловали и не понижали в звании. Причина того, что Ричардсон остался на "целесте", кроется, разумеется, совсем в другом.
     Ричардсон действовал в паре с Бриггсом, он должен был добиться подчинения экипажа, который, разумеется, не был посвящен во все детали мошеннического плана. Можно и нужно было допустить возможность неподчинения приказу покинуть корабль кого-то из членов экипажа. Вот тогда-то Ричардсон и должен был подкрепить приказ Бриггса своим авторитетом и "кольтом" у бедра. Не сомневайтесь, два командира с пистолетами всегда уговорят шестерых безоружных подчинённых...
     В каком виде замысливалась афера? Плывёт по морю корабль с ценным грузом, на доставку которого к оговорённому сроку заключена серьёзная страховка. В заранее оговорённой точке рандеву неподалёку от одного из Азорских островов он дожидается корабль-"перехватчик", который должен обнаружить его пустым. Дата и место встречи заблаговременно тщательно рассчитаны и согласованы - в XIX капитаны это уже делать умели... При появлении "перехватчика" экипаж покидает корабль и направляется на остров. Его "легенда" заблаговременно проработана и подготовлена - у всех выправлены соответствующие документы, выданы деньги и т.п. Кстати, нельзя исключать того, что имелся некий третий корабль, капитан которого также участвовал в афёре, этому кораблю надлежало забрать с острова людей. Пустой корабль с ценным грузом подбирается как морской приз, отводится в Гибралтар, далее короткое следствие и - вуаля! - деньги на бочку... Судовладельцу - страховку за сорванную доставку и принадлежащее ему имущество, нашедшим приз - 20% стоимости. Все довольны... Если что пошло не так, мы не виноваты!
     Всё, в принципе, так и вышло. С одной только принципиальной оговоркой - в силу некоего стечения обстоятельств экипаж "Марии целесты" погиб при попытке достичь суши. Хороша была задумка, но подкачала реализация. Может, с кармой что-то было не так у командиров?
     И да, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок, поясняю для особо тугих разумом... Куда же двигалась "Мария целеста"? Правильный ответ: навстречу "Деи грации"...

оглавление "ленты"

на первую страницу

eXTReMe Tracker