На главную.
Пытки и казни.

СКОПЧЕСКИЕ    ПРОЦЕССЫ   ( фрагменты истории изуверской секты ).

стр. 3


    Свой в высшей степени мрачный и человеконенавистнический облик скопцы продолжительное время умудрялись скрывать. Конец 18 и начало 19-го столетия они прожили в центральных российских губерниях практически не привлекая к себе внимания властей. Многочисленные "корабли" скопцов находились отнюдь не за Уралом и не в Сибири, а в Курской, Новгородской губерниях, в Рязани, в обеих столицах. Здесь они численно росли, активно вербуя в свои ряды недовольных петровскими реформами людей, и богатели, богатели, богатели... Дух стяжания, накопительства, лицемерного скопидомства пронзал собою идеологию секты, внешне проповедовавшей нищету и простоту быта. Профессор богословия Тимофей Буткевич, изучавший скопцов в конце 19-го столетия, подчеркивал их "крайнюю враждебность к кровным родным, не исключая ни родителей, ни детей." А бытописатель А. Бычков примерно в то же время дал сектантам такую уничижительную характеристику : "Скопцов никто не любит ; а сами они друг друга ненавидят, страшно лицемеря друг перед другом, называя друг друга "братцем" и ( при этом - прим. murder's site ) готовы перегрызть друг другу горло из-за ломаного гроша."
    Скопцы всегда держали дистанцию с окружавшими их людьми. Нескопец практически не мог попасть в дом сектанта. Жилища скопцов всегда имели вход со двора, который непременно сторожили злобные собаки. Окна в своих домах эти люди традиционно держали с закрытыми ставнями. Скопцы одевались таким образом, чтобы всегда быть в белой рубашке ; если в силу каких-то причин белую рубашку нельзя было одеть ( скажем, во время похорон ), сектанты держали в руках чистые белые платки ( допускались иногда не чисто белые, а в горошек ). Белая рубашка или белый платок символизировали духовную чистоту сектанта, точно также как кастрация символизировала чистоту телесную. Помимо белой рубашки отличительной в облике скопца являлась специфическая желтизна лица и его одутловатость. Среди кастратов практически не было сморщенных стариков : в силу нарушений гормонального баланса их щеки были обвислы и гладки. Сектанты, оскопленные в детстве, были лишены усов и бороды ; странность их облика подчеркивалась писклявыми голосами. Напротив, многие женщины-скопчихи говорили басом и демонстрировали в поведении мужские черты ( следует подчеркнуть, что сказанное было отнюдь не абсолютным правилом и некоторая часть скопцов внешне выглядела совершенно нормально ). Выражение "жить как скопец", вошедшее в русский разговорный язык во второй половине 19-го столетия, употреблялось в тех случаях, когда надо было подчеркнуть нелюдимость человека, его скупость и скрытность.
    Кастрации мужчин, осуществлявшиеся в скопческих общинах, были двух видов - они назывались "малая" и "большая" печати.

  

рис. 3 и 4 : Рисунки из книги Е. В. Пеликана "Судебно-медицинские исследования скопчества" наглядно демонстрируют характер ритуальных травм скопцов. "Малая" печать представляла собой традиционную кастрацию, для осуществления которой мошонка перетягивалась шнурком и острым режущим инструментом производилось иссечение яичек. "Большая" печать производилась наиболее фанатично настроенными верующими после заживления "малой". Она заключалась в иссечении пениса. Чтобы после этой экзекуции мочеиспускательный канал не зарастал, скопцы вводили в него свинцовый гвоздь, который приходилось носить 7-8 месяцев, вплоть до полного рубцевания раны.


    "Малая" печать заключалась в кастрации, а "большая" - в иссечении пениса. Операции эти, проводимые кустарно, без должной анестезии и обеззараживания ран, были чрезвычайно тяжелы и опасны. Сохранились воспоминания некоторых скопцов о пережитых ощущениях : "( как будто - прим. murder's site ) какой-то зверь хватил меня зубами и сразу вырвал полживота. Я, лежа в корыте, подплывал горячей кровью. Несколько раз появлялась сильная тошнота. В глубине раны разыгрывалось какое-то возбуждение, отчего рана вдруг начинала делаться выпуклою, так что чувствовалось сильно давление на повязку. Потом, как-то странно дрогнув, выпуклость опадала и при этом кровь, ударяясь в повязку ( слышалось даже журчание ), лилась из-подж нее теплыми струями. Чувствуя приближение такого симптома и стараясь не допустить такого мучительного вздрагивания, я каждый раз изгибался в клубок, но бесполезно : явление все повторялось и повторялось. В продолжение целой недели меня каждое утро подымали из лужи крови ; застывшие куски ее, пристав к рубашке, тряслись на мне как студень." ( Г. Е. Прудковский. "Голос из могилы живых мертвецов" ).
    Осуществлялась и кастрация женщин. Она заключалась в том, что у женщины иссекались ( иногда выжигались раскаленным инструментом ) соски, малые половые губы и клитор.

рис. 5 : Женщина-скопчиха с иссеченными сосками. Иллюстрация из исследования Е. В. Пеликана.

В строгом медицинском значении эти операции не являлись кастрацией, т. е. они не приводили к стерилизации женщин, но тот факт, что скопцы все же осуществляли их на протяжении многих десятилетий свидетельствует именно о мистическом, ритуальном характере подобного членовредительства. Отрезанные части тела скопцы традиционно сжигали в печах. Нередко проводились операции по групповому оскоплению. Например, достоверно известен случай, когда за один раз подверглись кастрации трое взрослых мужчин и один мальчик.
     Долгое время скопцы терялись в общей массе староверов и сектантов, счет которых, кстати, шел в России на миллионы. Вплоть до Октябрьского переворота 1917 г. в нашей стране развивались разнообразные "альтернативные" официальному Православию религиозные культы. Они имели своих идеологов, "святых", свою мифологическую литературу и никак не пересекались с официальной пропагандой, старавшейся не замечать их. Задолго до революционных конспираторов в стране действовали конспираторы религиозные. Подпольно по России гуляли рукописные списки запрещенных книг, разнообразные картинки и открытки, связанные с сектантским мифотворчеством.

рис. 6 : Открытка с изображением одного из "староверческих" "святых людей"- Осипа Ганчара ( Гончарука, Гончарова ). Фамилия этого человека ничего не скажет православному верующему, неискушенному в истории отечественных ересей, а между тем, Ганчар был человеком, почитавшимся "святым" уже при жизни.


     Необходимо подчеркнуть, что успеху скопческой пропаганды в определенной степени способствовали объективные факторы, прежде всего то, что правящая элита России, принявшая в свои ряды огромное число немцев, относилась к традиционному Православию довольно прохладно. ( Этот тезис заслуживает пояснения : достоверно известно, что на протяжении всего 18 столетия российские монархи рассматривали различные варианты развития церковной реформы Петра Первого, которые в той или иной степени предусматривали ущемление интересов и прав православной религии. Гонения на Церковь той поры по масштабам и жестокости можно сравнить лишь с "красным террором" сатанистов-большевиков. Среди жертв государственного террора той поры можно назвать таких крупных иерархов Православной Церкви, как Митрополит Псковский Варлаам, тверской архиерей Феофилакт ( Лопатинский ), архимандрит Чудовский Ефимий, архиереи : Черниговский - Илларион, Новгородский - Досифей, Митрополит Ростовский Арсений. Последнего, кстати, допрашивала лично Екатерина Вторая, которая повелела официально именовать его "Андреем Вралем". Резко уменьшилась численность священников и монашества ; так, в 1725 г. в Российской Империи было 14 593 монаха, в 1740 г.- 7 829. Императрица Екатерина Вторая распорядилась готовить из этнических русских католических пасторов, ее внук - Император Александр Первый в 1818 г. устроил церковную службу совместно с ... английскими квакерами. Такого рода примеров можно привести очень много. Нельзя отказаться от мысли, что подобная политика пренебрежения государственной религией преследовала цель заменить, в конце-концов, Православие какой-либо европейской ветвью христианства: католицизмом или лютеранством. Фактически только Отечественная война 1812 г., которая способствовала резкому подъему национального самосознания как русского народа в целом, так и русского дворянства в частности, похоронила планы подобной эволюции Православия в иную веру.) Понятно, что подобное отношение властей к господствовавшей религии сильно облегчало деятельность сектантов.
     В ы с о ч а й ш е е    п о в е л е н и е    1810 г.    о    п е т е р б у р г с к о м     о б щ е с т в е    с к о п ц о в : В 1809 г.петербургский купец 2-й гильдии Сидор Ненастьев принес в столичную уголовную палату заявление, в котором обвинял своего приказчика Кункина в хищении денег. Расследование подтвердило справедливость обвинения и Кункин попал в тюрьму. Над ним явственно нависла угроза уголовного наказания и порка кнутом. Стремясь отвести от себя опасность, приказчик сделал официальное заявление о том, что Ненастьев является членом многочисленной нелегальной общины скопцов и активно участвует в вербовке новых адептов сектантского учения.
     Уголовная палата приняла заявление к рассмотрению и в течение скорого времени выяснилось, что Ненастьев действительно оскоплен. Были скопцами и иные лица, названные поименно Кункиным. Хотя все они не признавали себя виновными в насильственной кастрации людей, веры подобным оправданиям было немного.

.