На главную.
Пытки и казни.

Из "пыточной" истории России : сожжения заживо.

стр. 3 ( окончание )


    "Дело о чародействе крестьянина Андрея Козицына" началось в далеком Сольвычегодском уезде весной 1756 г. с банальнейшего доноса.
Сотский ( глава крестьянской общины ) сообщил в воеводскую канцелярию о том, что пять "крестьянских женок" пребывают "в немощи и скорби" и в той "скорби" именуют Андрея Козицына "батюшкой". Эвфемизм "немощи и скорби" в тогдашней официальной лексике обозначал простонародное понятие "порчи", т. е. умышленного насылания колдуном разного рода напастей посредством использования магических манипуляций. Помимо пяти женщин "скорбел головой" и один мужчина - некий крестьянин Петр Вагузов. Сотский называл всех пострадавших пофамильно и приводил разного рода свидетельства, призванные подтвердить справедливость и точность доноса.
    Яренская канцелярия взяла "дело" что называется "в разработку". Андрей Козицын, оказавшийся зажиточным 52-летним крестьянином, был арестован и доставлен на допрос в канцелярию, который состоялся 8 мая 1756 г. Подозреваемый назвал возводимые на него обвинения "оговором" и заявил под присягой, что "к порче людей трав и коренья и прочего <...> не знает". Козицына в ходе допроса не пытали и пыткой не грозили.
    Через некоторое время - 24 мая 1756 г. - в Яренской канцелярии состоялся допрос лиц, которые упоминались в доносе сотского как пострадавшие от колдовских манипуляций Козицына. Все допрошенные дали показания на подозреваемого, но особенно активным его обличителем оказался некий Родион Жигалов. Последний утверждал, что колдун "испортил" двух его жен ( Жигалов был женат вторым браком ).
    Оппонентов свели на очной ставке и каждый из них остался при прежних своих показаниях. Козицын не побоялся обострить ситуацию и заявил, согласно протоколу : "подлинно ли те женки испорчены или притворно кричат, того не знает" ( формулировки протоколов составлялись от третьего лица ). Обвиняемый не зря упомянул о возможном притворстве : еще Император Петр Первый издал указ, предписывавший сечь кликуш ( т. е. одержимых ) до "их вразумления". Монарх считал одержимость всего лишь симуляцией, лечить которую надлежало поркой. ( В этом месте требуется сделать небольшое отступление : решения Монарха, направленные против кликуш, получили поддержку и Церкви. Указ Святейшего Синода от 14 ноября 1737 г. в отношении этой публики дословно предписывал следующее : "(...) где явятся в в церквах и монастырях кликуши, также и в городах и селах притворно-юродцы и босыя с колтунами, тех, для расспросов (...) отсылать в светский суд без всякого отлагательства." ) В принципе, порке надлежало подвергнуть всех женщин, попавших в список "порченных".
    Тем не менее, в мае 1756 г. в Яренской канцелярии пороть никого не стали. Чиновники, столкнувшись с упорным запирательством обвиняемого, заинтересовались его родней - невесткой Агафьей. Последняя, согласно показаниям одержимых, прямо грозила односельчанам разного рода несчастьями. Согласно решению канцелярии от 31 июля 1756 г. Козицына выпустили из тюрьмы, а его невестку напротив, задержали. Агафья на допросе запиралась, как и ее родственник, но что-то в поведении женщины следователям не понравилось ( возможно, все дело в банальной женской строптивости, Агафья судя по всему была дамочкой с характером ). Как бы там ни было, ее было решено подвергнуть порке батогами. Женщина снесла наказание, но запираться не перестала. В конце-концов, следователи отстали и от нее.
    Дело, однако, этим не кончилось. В сентябре 1756 г. Андрея Козицына вновь забрали в канцелярию. Не совсем понятно, что послужило причиной ареста на этот раз, возможно, это был новый донос. Как бы там ни было, Козицын опять предстал перед знакомыми ему чиновниками. Новый допрос начался не с угроз пыткой, а с увещевания. Результат превзошел все ожидания : Козицын безо всякого насилия рассказал, что на Пасху 1752 г. он вступил в союз с сатанинскими силами, отрекся от Бога и Православной Веры и получил в личное подчинение бесов, старшего из которых звали Ерохтой. Этих-то бесов Андрей Козицын и напускал с порчами на своих односельчан. Помог ему заключить союз с нечистой силой некто Гордей Карандышев, односельчанин, опытный колдун.
    Дальнейшее предположить нетрудно : последовал арест Карандышева и обыск его жилища ( последний ничего не дал, сыскари не нашли никаких магических атрибутов или литературы ). Доставленный на очную ставку с оговорившим его Козицыным, Гордей Карандышев отказался признать себя виновным и назвал сделанные в его адрес заявления "оговором". Упомянутая очная ставка произошла 22 октября 1756 г.
    После нее Андрея Козицына отвели в пыточный застенок и официально предупредили и возможной пытке. Его еще раз увещевали и просили сказать правду, "не возводя напраслины" на других людей. Козицын данных ранее показаний не изменил. Поэтому 27 октября его подвергли первой пытке ( вот она норма отечественного правосудия - доносчику первый кнут - в действии ! ). Козицын стоял на своем и 15 ноября, а затем и 9 декабря последовали еще две пытки.
     В ходе трех перенесенных пыток Андрей Козицын получил в общей сложности 71 удар кнутом. Это очень много ! Тем не менее, он не отказался от своих слов, продолжая утверждать, что чародейному искусству обучился именно у Гордея Карандышева.
    Считалось, что трехкратная пытка ( т. е. повторенная трижды ) снимала все сомнения в правдивости показаний. Поскольку Карандышев вынес истязания, не отказавшись от своих слов, ему поверили. Следователи приступили к Гордею Карандышеву. 62-летнего старика также пытали, правда, ввиду его слабости кнутом не пороли, а лишь вздергивали на "виску"( отечественная разновидность классической дыбы, при которой человек статично висит на заведенных назад руках ; для усиления страданий к его ногам обычно привязывался груз, которым служило бревно, иллюстрации "виски" можно видеть в "Фотоархиве" нашего сайта. Пытка на виске могла продолжаться очень долго, известно, например, что Егор Столетов во время следствия 1736 г. провисел на дыбе 1 ч. 45 мин. ). Тем не менее, не приходится сомневаться в том, что оговоренный старик перенес тяжелые страдания.
     Однако, после трех пыток и Карандышев не отказался от своих слов и виновным себя не признал. Следствие зашло в тупик : теоретически, обоим обвиняемым следовало одинаково верить. Между тем, хотя односельчане не сомневались в злокозненности Козицына, никто из них и слова плохого не сказал о Карандышеве. Это, конечно, было очень странно - старого опытного колдуна соседи, разумеется, давно бы "расшифровали". Следователи в конце-концов склонились к мысли, что Козицын оговаривает Карандышева.
    Поэтому в июне 1757 г. последовала новая пытка Андрея Козицына. Она была четвертой по счету и самой тяжелой ; за два часа висения на дыбе обвиняемый получил 25 ударов кнутом. В конце-концов следователи выбили у Козицына признание в оговоре Карандышева. Он заявил, что "показал на него по злобе" ; в качестве своего учителя Андрей Козицын назвал некоего Ивана Поскотина, жителя Илимской слободы Важеского уезда. "Чародейные знания" Козицын, по его словам, получил давно - в 1742 г. ; переданы они были изустно, поскольку Поскотин был неграмотен.
    Яренская канцелярия обратилась с запросом в Важескую. Оттуда в январе 1758 г. пришел ответ : Иван Поскотин, торговец пушниной, скончался в 1754 г. и не может быть допрошен. Это, однако, не остановило расследования. Вплоть до конца 1762 г. ( т. е. практически 5 лет ! ) Яренская воеводская канцелярия вела обширную переписку с канцеляриями разных уездов, пытаясь проследить жизненный путь Поскотина и отыскать его последователей. Переписка эта ни к чему не привела, дело было закрыто, а Андрей Козицын был осужден на "казнь смертную сжением в срубе" при "собрании народа". В январе 1763 г. приговор был направлен на утверждение в Архангельскую губернскую канцелярию.
    Там, однако, приговор не утвердили, сославшись на Сенатские указы от 30 сентября 1754 г. и 14 октября 1760 г., которые запрещали исполнение смертных казней и предписывали заменять их телесными наказаниями. Ввиду этого, Андрей Козицын и его невестка Агафья Козицына 17 октября 1763 г. подверглись публичной порке : первый получил 40 ударов кнутом, вторая - высечена плетью "нещадно". У осужденных были вырваны ноздри и поставлены на лицах клейма. Они ожидали ссылки в каторжные работы.
    Между тем губернская канцелярия рапортовала о проведенном расследовании и наказании в столицу. Там чрезвычайно изумились тому, как лихо в провинции разобрались с таким весьма спорным делом. Столичная Юстиц-контора в своем заключении на полученный из Архангельска "экстракт" написала о том, что проведенное расследование весьма сомнительно в том числе и потому, что в нем не принимали участие духовные чины. А ведь к Козицыну следователи действительно ни разу не допустили священника !
    В Архангельске, ознакомившись с ответом из столицы, приказали уездным следователям немедля организовать встречу осужденного со священником. Такая встреча произошла 23 сентября 1765 г. На ней Андрей Козицын свободно и безо всякого принуждения повторил сделанные ранее признания в колдовской деятельности и рассказал о том, как именно он портил людей. Он заверил священника, что "ныне он портить людей не умеет и все то учение забыл и дьяволы к нему не являются".
    Поскольку колодников не отправляли в Сибирь осенью ( они бы замерзли в дороге ), Андрей Козицын перезимовал в яренской тюрьме. 24 марта 1766 г. он, закованный в кандалы, под конвоем двух солдат отправился в Нерчинск, на серебряные рудники, на самую страшную российскую каторгу. Так закончилось это необычное дело, растянувшееся на добрых 10 лет.
    Т. о. можно сказать, что последний официальный приговор к сожжению был вынесен в России в декабре 1762 г. Но он не был исполнен. Фактически последним сожжением человека в России по решению суда была казнь Тойгильды Жулякова. Императрица Елизавета Петровна ввела мораторий на исполнение смертных приговоров, так что после 1740 г. в России фактически не стало казней за уголовные или антирелигиозные преступления ( расправы над Мировичем или Пугачевым ( и его сподвижниками ) следует рассматривать как исключительные, ибо им инкриминировались преступления политические, посягающие верховную власть в государстве ).

    Заканчивая повествование об истории казней в России путем сожжения, остается добавить, что в Европе в те же самые годы людей продолжали сжигать во множестве. Сохранялась традиция групповых казней в огне. В 1715 г. в баварском городке Фрейзинге, например, были сожжены 11 мальчиков, младшему из которых было 11 лет, а старшему - 13. Обычным явлением была комбинация сожжения с каким-либо иным способом умерщвления или пытки ; например, французского политического преступника Франсуа Дамьена в 1757 г. сначала пытали раскаленными щипцами, затем ему сожгли правую руку ( вот он, упоминавшийся принцип "тальона", в действии !), после чего тело осужденного "кошачьей лапой" и в конце-концов оторвали конечности четверкой лошадей. Впрочем, казнь Дамьена можно считать исключительной, т. к. этот преступник покушался на жизнь короля. Но в ходу были более привычные расправы, например, европейские суды порой комбинировали сожжение и обезглавливание. Так были казнены Георг Прельс в 1722 г. ( в городке Моосбург, курфюршество Бавария ) и Анна Швагель из г. Кемптен в 1775 г. В 18-м столетии сожжения устраивались во Франции, в Австрийской Империи, на территории германских государств, но безусловным лидером по количеству подобных расправ следует признать Испанию. Там в период 1700 - 1780 гг. были сожжены заживо 1614 чел.; вообще же, последнее сожжение живого человека по приговору суда имело место в 1785 г. в Швейцарии. При этом формальное право осудить преступника на сожжение сохранялось в уголовном праве европейских государств еще некоторое время ( в Великобритании, например, до 1791 г., а в Баварии вплоть до ее вхождения в состав Германской империи ; последний уголовный кодекс Баварии, принятый в 1851 г., сохранил смертную казнь через сожжение. Интересно, не правда ли ? ). В этих цифрах нет ничего многозначительного, это просто статистика.
    Любопытно, что "самая демократическая" и "самая толерантная" страна мира, присвоившая себе право судить всех и везде, имеет весьма скандальную историю этого вопроса. "Суд Линча" был фактически легализован в США на протяжении многих десятилетий. Сам Чарльз Линч, кстати, был судьей. Организаторов и участников массовых расправ, каковыми и являлись подобные "судилища", власти не преследовали, фактически санкционируя эти казни и разделяя ответственность за них.


рис. 1 : Суд Линча : санкционированная властями "самой демократической" страны мира внесудебная расправа. Вопреки распространенному мнению жертвами "судов Линча" становились не только негры, но и члены итальянской мафии, ирландцы, евреи. Как правило это были люди, чью вину в суде доказать было невозможно.

Имеет смысл воспроизвести фотографию, сделанную в 1919 г., во время одного такого "суда Линча", когда "добрые самаритяне" казнили виновного путем сожжения.
    Когда в полемическом задоре несведующие люди начинают рассуждать о дикости нравов в России имеет смысл всякий раз напоминать им приведенную выше статистику и показывать эту фотографию...
( на предыдущую страницу )

eXTReMe Tracker