На главную.
Пытки и казни.

СОЗДАНИЕ "СЛУЖБЫ СВЯТОГО СЛЕДСТВИЯ".

Краткий исторический обзор.

Страницы :    (1)    (2)     (3)     (4)    (5)     

стр. 3


     Долгое время в тюрьмах инквизиции не пользовались кандалами. Они были разрешены специальным указом Папы Римского Климента Пятого в 1311 г.
     Инструкция 1252 г. вводила пытку как допустимый инструмент дознания. Однако, она оговаривала, что "Служба святого следствия" при назначении пытки должна получить на это согласие местного епископа. Эта весьма важная для инквизиции норма просуществовала менее пяти лет ; в январе 1257 г. Папой Римским Александром Четвертым она была упразднена. Разумеется, упрощенный порядок назначения пытки был весьма выгоден инквизиторам, поскольку только укреплял их автономию, однако, данное решение Александра Четвертого могло привести к далеко идущим негативным последствиям. Поэтому уже 20 марта 1262 г. новый Папа Римский Урбан Четвертый восстановил действие прежнего порядка назначения пытки.
     В том случае, если мнения "Службы святого следствия" и местного епископа относительно необходимости пытки не совпадали, епископ назначал двух новых следователей, которым надлежало провести новые допросы всех лиц, прикосновенных к расследованию. Следователи назначались не из членов инквизиционного трибунала, а из числа опытных, пользующихся всеобщим доверием священников. Именно эти следователи должны были решить, требует ли спорное дело применения пытки к подозреваемым. Еще раз подчеркнем : до тех пор, пока епископ официально не разрешал инквизиционному трибуналу пытать подследственных, с их головы волос не мог упасть.
     Этот момент очень важен для понимания механизма работы "Службы святого следствия". Папа Римский прекрасно понимал, что возможность бесконтрольного мучения подследственных может развращающе подействовать на членов трибунала, тем более, что среди них были обычные горожане, не прошедшие суровой монашеской школы смирения. Поэтому инструкция 1252 г. замыкала окончательное решение вопроса о допустимости пытки на епископа, который, напомним, руководил собственным ( т. н. епископальным ) судом и никоим образом не мог вмешиваться в повседневную работу инквизиционного трибунала. Можно сказать, что между епископом и инквизиторами существовал известный антагонизм, поскольку обе стороны боролись за благосклонность Папы Римского и каждая из них стремилась доказать, что именно она лучше других защищает интересы Церкви. Поэтому получение разрешения на пытку было для инквизиторов отнюдь не пустой формальностью, как это порой пытаются изобразить некоторые историки.


рис. 6 : Кардинал Бандинелло Суари, картина Рафаэля Санти, датированная примерно 1510 г. Взаимоотношения между инквизиционными трибуналами, действовавшими автономно от местной церковной власти, и католическими иерархами были отнюдь не безоблачными. Между этими центрами силы можно видеть борьбу амбиций и мнений, зачастую весьма непримиримую. История, кстати, сохранила несколько примеров того, как мягкость инквизиторов, оправдывавших свои жертвы, вызывала негодование катлолических епископов. Впрочем, существуют и примеры обратного.


     В подтверждение этого тезиса можно привести историю инквизиционного расследования 1459-60 гг. во французском городе Аррассе. Тогда местный инквизитор Пьер де Бруссар арестовал сумасшедшую женщину, которую без должной санкции местного епископа подверг пытке. Свое процессуальное нарушение инквизитор впоследствии объяснял тем, что аррасского епископа Жана Жоффруа в тот момент не было в городе ( он находился в Риме ).
    На основе полученных от сумасшедшей показаний инквизитор развернул компанию по разоблачению местных колдунов, жертвой которой стали 6 человек. Инквизиционные квалификаторы ввиду некоторых теологических нюансов просили инквизитора проявить в этом деле максимальную осторожность и мягкость, но де Бруссар пренебрег их советами и 9 мая 1460 г. во время аутодофе сжег 5 человек, обвиненных в сношениях с нечистой силой ( шестой покончил с собой в тюрьме перед казнью ). Причем де Бруссар свое расследование этим не ограничил и продолжил аресты горожан. Ввиду того, что инквизиционный трибунал г. Аррасса действовал с явным нарушением регламента, епископы Парижа и Амьена потребовали приостановить расследование до возвращения из Рима аррасского епископа. Свое заключение о незаконности действий де Бруссара представил и парламент Парижа, игравший в те времена роль светского суда. В конце-концов, епископ Жан Жоффруа вернулся из Рима, ознакомился с делом, отказал в санкциях на пытку арестованных, обязал инквизитора выпустить их из тюрьмы и потребовал закрыть дело. Хотя инквизитор и не подчинялся напрямую епископу, ему пришлось уступить энергичному давлению местной церковной власти. Остается добавить, что Жан Жоффруа призвал горожан молиться за души казненных 9 мая 1460 г., что было равносильно полной реабилитации жертв инквизиции.
     Вообще, деятельность инквизиционных трибуналов была отнюдь не столь кровавой, как это может показаться по прочтении разного рода "разоблачительной" литературы. Например, во всей юго-западной Германии в период 1400-1560 гг. инквизиторами были казнены всего 88 человек. Эта цифра в десятки раз меньше числа смертных приговоров, вынесенных светскими судами.
     Этот тезис прекрасно иллюстрируют обстоятельства жизни известного инквизитора Генриха Инститориса, одного из авторов "Молота ведьм". В 1484 г. в г. Равенсбруке он расследовал дело по обвинению 8 женщин в поклонении дьяволу ; 6 из них были оправданы и вышли на свободу, 2 - были казнены. В 1485 г. в г. Инсбрук, на территории нынешней Австрии, Инститорис рассматривал обвинения против большой группы лиц ( 48 женщин и 2 мужчин ) в богохульстве и занятии различного рода магией. Все, попавшие в местный инквизиционный трибунал, были оправданы и вышли на свободу. Примечательно, что некоторым из этих людей "урок не пошел впрок" и они продолжили разного рода предосудительные выходки, навлекшие на них новые подозрения. Из-за этого в последующем 7 из отпущенных женщин вновь были арестованы. Как пример особой жестокости Инститориса иногда приводят "дело Констанцких ведьм", в ходе многолетнего рассмотрения которого были осуждены 48 женщин. Генрих Инститорис, выражаясь современным языком, был разъезжим инквизитором-инструктором, и действительно связан с этим расследованием, проводившемся в швейцарской Констанце в 1482-86 гг. Нельзя не признать, что 48 женщин, казненных за 48 месяцев - это, конечно, очень много, хотя масштаб этих жертв не идет ни в какое сравнение ни с "красным террором" атеистов в 1918-21 гг., ни с робеспьеровской "чумой".
     Но говоря о деле "констанцский ведьм" следует обратить внимание на один весьма важный аспект, который не следует упускать из вида при рассмотрении всех приговоров, связанных с обвинениями в колдовстве. Одним из важнейших пунктов обвинения, получившим достоверное подтверждение в ходе проверки, были занятия арестованных любовной магией и операциями по изгнанию у беременных женщин плода. Аборты в те времена, впрочем, как и "привороты" и "остуды", осуществлялись с использованием очень опасных ядов ( как алкалоидов, так и минеральных ). В числе таковых можно назвать экстаркты белладонны, болиголова, мака, руты, белены, молочая, "красный" мышьяк ( реальгар ), мышьяковистую кислоту, производные свинца ( окись и карбонад, известный как свинцовые белила ) и пр. Эти все серьезные яды пришли к нам из раннего средневековья и то, что они в свое время находили широкое применение не подлежит сомнению. Положа руку на сердце следует признать, что большинство "констанцских ведьм" следовало бы казнить за банальную травлю людей и безо всякой инквизиции.
     Данное обстоятельство очень часто упускается из виду "прогрессивными антиклерикальными исследователями". Между тем, многие магические ритуалы ( прежде всего, связанные с наложением лигатуры ) наносили отнюдь не мифический вред здоровью, поскольку основывались на использовании очень сильных и эффективных ядов. И большинство колдуний следует с полным правом называть отравительницами.
     Необходимо уточнить, что описанный выше порядок формирования инквизиционных трибуналов - из горожан и нищенствующих монахов - хотя и был общим для католических территорий, имел все же одно исключение. Для Арагонского королевства Папа Римский Урбан Четвертый в своем бреве ( указе ) от 1257 г. постановил : "В Арагоне не будет иных инквизиторов, кроме доминиканских монахов-проповедников". Впоследствии эта норма была воспринята и испанской инквизицией, появившейся более чем двумя столетиями позже.
     Данное положение диктовалось вполне очевидными практическими соображениями : на территории Пиренейского полуострова проживало значительное количество арабов и евреев. В силу того, что некоторые из них переходили в христианство, существовала реальная угроза того, что инородцы смогут просочиться в инквизиционные структуры. Фактически бреве Урбана Четвертого было призвано упорядочить кадровую политику инквизиции.


рис. 7 : Аутодофе в Испании.


     Любопытным фрагментом истории арагонской инквизиции можно считать открытые диспуты ее членов с раввинами по различным теологическим вопросам. 20 июля 1263 г. такой диспут произошел в присутствии арагонского короля Хаиме Первого ; католическую веру защищал инквизитор Пабло Кристиано, а иудейскую - широко известный на Пиренеях раввин Моисей. Несколько позже - 12 апреля 1265 г. - тот же самый инквизитор в присутствии епископов и профессоров испанских университетов дискутировал с другим раввином. Тот факт, что члену трибунала доверили защищать догматы католицизма в открытой полемике, свидетельствует о признании его высокой образованности и незаурядных ораторских способностях.
     Иудейских раввинов беспокоил вопрос о том, не станут ли они после диспутов жертвами инквизиции ? Арагонский король гарантировал им неприкосновенность, причем в своем ответе пояснил, что инквизиция борется с искажениями католической веры, но отнюдь не преследует иноверцев. Кстати, этот тезис ( обычно замалчиваемый врагами католицизма и "разоблачителями" инквизиции ) получал в дальнейшем разнообразные подтверждения. Можно, например, напомнить об указе испанского короля Карла Пятого от 15 октября 1538 г., которым все американские индейцы выводились из-под юрисдикции инквизиционных трибуналов в Америке. Даже принявших христианство индейцев инквизиторы не должны были судить, т. к. новообращенные еще не успели "укрепиться в Вере".

         
рис. 8, 9 и 10 : Испанские инквизиторы. Крайний справа - глава инквизиционного трибунала в Мехико П. Мойя.


     Безусловный исторический интерес представляет отношение "Службы святого следствия" к такому неординарному явлению как колдовство. Интерес этот тем более оправдан, что история средневековой Европы дала массу примеров жесточайших гонений на людей, обвиненных в сношениях с нечистой силой. Атеистическая пропаганда традиционно связывает такого рода репрессии с деятельностью инквизиционных трибуналов.
     Однако, история гонений на ведьм не столь однозначна, как кажется многим нашим современникам. Имеет смысл восстановить порядок формирования нормативной базы, которой руководствовались инквизиторы при обсуждении вопросов, связанных с обвинениями в колдовстве. Сразу подчеркнем, что приведенный ниже список не претендует на всеобъемлющую полноту освещения этого весьма сложного вопроса, а решает лишь задачу восстановления общей хронологии связанных с ним событий. Итак :

( на предыдущую страницу )                           ( на следующую страницу )



Warning: include(/home/infosphere/tmp/stat.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/infosphere/murders.ru/docs/ink_sv_sledstvie_3.html on line 79

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/infosphere/tmp/stat.php' for inclusion (include_path='.:/home/infosphere/murders.ru/php') in /home/infosphere/murders.ru/docs/ink_sv_sledstvie_3.html on line 79